1. От чего зависит произношение гласных звуков в русском языке?
2. Что такое словесное ударение? Каков характер русского ударения?
3. Каковы особенности русского ударения?
Как произносятся безударные гласные?
Словесное ударение. Особенности русского ударения. Гласные звуки в слогах бывают ударными и безударными. Например, в слове преподавать – четыре слога, в трех слогах этого слова – безударные гласные (е, о, а), последнем – ударный а.
Произношение гласных звуков в русском языке зависит, прежде всего, от их положения по отношению к ударению.
Ударение – это произношение одного из слогов слова с большей силой.
Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова обычно не имеют ударения. Одни из них (предлоги и союзы) являются проклитиками; они стоят перед знаменательными словами, например: под горой, на столе, студенты и преподаватели; другие (обычно односложные частицы) – энклитиками; они стоят после полноударных слов, например: пошел бы погулял; отец же ответил иначе.
В некоторых сочетаниях ударение переходит на односложные предлоги, при этом следующее за предлогом знаменательное слово становится безударным, например: на зиму, по лесу, за город.
Иногда «перетягивают» на себя ударение частицы не и ни, например: не было, что бы ни было, кто бы ни был.
Как правило, в слове бывает одно ударение, но некоторые категории слов помимо основного имеют побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное – на втором, например: древнерусский. К таким словам относятся: 1) сложные слова (хлопкоуборочный, паровозостроение); 2) слова с приставками после-, сверх-, анти-, транс- (послеоперационный, трансатлантический); 3) некоторые иноязычные слова (постскриптум, постфактум).
В русском языке ударение может падать на любой слог – на первый (де´вочка, у´чит), на второй (учи´тель, зако´н), на третий (учени´к, ударе´ние), на четвертый (расположи´ть, ассимиля´ция) и на разные морфемы, приставку, корень, суффикс и окончание (вы´пустить, до´мик, написа´л, дела´). Поэтому русское ударение характеризуется как разноместное.
Ударение в русском языке выполняет не только произносительную (т.е. указывает на то, как следует правильно произносить слово), но и смыслоразличительную и форморазличительную функции. Так, по месту ударения могут различаться разные слова-омографы: му´ка и мука´, а´тлас и атла´с, пи´ща (сущ.) – пища´ (деепр.), дорога´ (прил.) – доро´га (сущ.)
С помощью ударения нередко различаются грамматические формы слов – падежи имен существительных, виды глаголов, формы наклонений, глаголов и др.: руки (И.п., мн. число), руки (Р.п., ед. число), высыпать (сов. в), высыпать (несов. в), пишите (изъяв. наклонение) – пишите (повел. наклон.).
При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте. Такое ударение называется неподвижным (книга, книги, книге, книгу, книгой, о книге, книги, книг, книгам, книгами, о книгах).
Оно может стоять на основе (карта, красный, работать) или окончании (молодой, статья, нести).
Подвижным называется такое ударение, которое при образовании грамматических форм одного и того же слова переходит с одной морфемы на другую: страна (И.п., ед.ч.) – страны (И.п., мн.ч.), вода (И.п., ед.ч.) – воду (В.п., ед.ч.) или одного слога на другой в пределах одной морфемы: озеро – озёра, дерево – деревья.
Упражнение 39.
Слушайте и повторяйте слова. Ударные слоги произнесите с большей силой и напряжением.
Воспитать, воспитатель, воспитывать, воспитание, педагог, педагогический университет, институт, аудитория, лаборатория, лабораторная работа, лекция, семинар, тесты, рейтинг, контроль, преподавать, ученик, образование, образованный человек.
Составьте с данными словами небольшой рассказ.
Упражнение 40.
Выпишите из текста в один столбик слова с ударением на первом слоге, во второй – с ударением на втором слоге, в третий – с ударением на третьем слоге, в четвертый – с ударением на четвертом слоге. Научитесь правильно произносить эти слова.
Язык – бесценный дар, которым наделен человек. Он позволяет познавать законы природы и общественного развития, двигать вперед науку, технику, искусство, приобщаться к культуре других народов, передавать свои мысли и рассказывать о достигнутых успехах потомкам, понимать друг друга.
Язык – это душа народа и без языкового признака нет нации, само человечество не существует без языка.
Назовите функции языка, перечисленные в тексте.
Упражнение 41.
Проверьте, правильно ли вы произносите данные слова; произнесите их несколько раз вслух. Слова, которые вы произносили с неправильным ударением, запишите в словарик.
аге´нт алфави´т аргуме´нт аристокра´тия балова´ть библиоте´ка демокра´тия диспансе´р догово´р договоре´нность докуме´нт | еди´нство звони´ть (звони´т) зубча´тый и´здавна изобрете´ние индустри´я инструме´нт катало´г кварта´л комба´йнер краси´вый краси´вее медикаме´нты ме´льком молоде´жь моноло´г | наме´рение не´который некроло´г не´нависть обеспе´чение облегчи´ть оптими´зм приобрете´ние псевдони´м сантиме´тр сре´дство (сре´дства) тамо´жня | фарфо´р хода´тайство хозя´ин (хозяева) экспе´рт э´кспорт языково´й (факт) языко´вая (колбаса) |
Упражнение 42.
Запомните ударения в некоторых кратких прилагательных, причастиях и глаголах прошедшего времени:
Груб – груба – грубо – грубы, прав – права – право – правы, продан – продана – продано – проданы, брать – брал – брала – брало – брали, спал – спала – спало – спали.
Упражнение 43.
Выпишите из толкового словаря С.И. Ожегова значения данных слов. Запомните их произношение. Составьте с ними предложения. Объясните, какова роль ударения в этих словах.
Безо´бразный – безобра´зный, доро´гой – дорого´й, за´мок – замо´к, о´рган – орга´н, по´дать – пода´ть, хло´пок – хлопо´к, па´ры – пары´, засы´пать – засыпа´ть (зерно).
Упражнение 44.
Прочитайте, а затем перепишите предложения. Расставьте ударения в выделенных словах. Определите его функции.
1. Язык – основной материал художников слова. – Писатель тщательно отбирает для своих произведений слова. 2. В любой стране звание учителя почетно. – Учителя – люди, ответственные за воспитание нового поколения. 3. В этом году стоит необычайно жаркая погода. – Эта книга стоит пятьсот сумов. 4. В последнее время стало выходить очень много интересных газет и журналов. – Выходить тяжелобольного человека можно только в стационарных условиях. 5. Во время празднования Навруза будут вести прямой репортаж с площади. – Мы получили хорошие вести.
Упражнение 45.
Слушайте и повторяйте.
Из Ташкента, из Бухары, из Самарканда, до Хивы, до Навои, до Ургенча, от родителей, от подруги, от учителя, на площади, на остановке, на вокзале, во дворе, под столом, под окном, над головой, над крышей, из-за дерева, из-за дома, из-под кровати.
Упражнение 46.
Прочитайте вслух следующие фонетические слова с ударением на первом слоге. Запомните их произношение.
На гору, на ногу, на руку, на спину, на душу, на берег, на дом, на пол, на день, на ночь, на два, на три, на пять, за ногу, за голову, за угол, за город, за день, за ночь, под ноги, под руки, под голову, по морю, по лесу, по полу, по носу, по два, по три, из лесу, из дому, из носу, из виду, без вести, час от часу, год от году.
Упражнение 47.
Прочитайте вслух приведенные ниже фразеологические сочетания. Составьте с ними предложения.
Смотреть не на что; час от часу не легче; ударил рука об руку; да на руку нечист; ни под гору, ни в гору; как бы то ни было.
Упражнение 48.
Прочитайте правильно приведенные ниже слова. Просклоняйте их устно. Выпишите в один столбик слова с неподвижным ударением, в другой – с подвижным.
Басня, берег, галстук, дело, земля, карандаш, окно, письмо, рука, гора, снег, спор, студент, стрела, тепло, урок, туман, шар, ширина, костер, полотенце, село, скала, стол, холод, тишина, служба.
Безударные гласные. Безударные гласные, в отличие от ударных, произносятся с меньшей напряженностью артикуляции, характеризуются меньшей длительностью и отчетливостью в произношении. Их произношение часто отличается от правописания. Так, в слове молоко по нормам литературного произношения только третье О звучит как [о], а два других изменили свое качество: в первом предударном слоге слышится звук, близкий к А [Ù], а во втором предударном – звук средний между О кратким и Ы кратким – [ъ] ([мълÙко]). Также произносится звук И в заударных слогах, например в слове ([громкъ]). Между тем все эти звуки на письме обозначаются одной и той же буквой О.
Самые большие изменения в безударных слогах испытывают гласные [а], [о], [э]. Гласные [и], [ы], [у], хотя и звучат в безударных слогах короче, не меняют свое качество.
Упражнение 49.
Потренируйтесь в произношении слов с безударными гласными.
1. Слушайте и повторяйте:
Вода, гроза, доска, нога, коза, корзина, сады, трава, страна, народ, картон, гараж, забор, рассвет, канал, роман, ронять, гонять, фонарь, мотор, доклад, порог.
Часы, часовой, часовщик, на часок, часочек, частица, частичка, частично, чайхана, чаепитие, щавель, щавелевая, ряды, рядок, по рядам, пятак, пятачок.
2. Слушайте и повторяйте:
Один, одинокий, одиночество, основа, основной, организация, организовать, охрана, охранять, общий, обобщать, общество, общественный, авторитет, абонент, аспирант, аккомпанемент.
3. Слушайте и повторяйте:
Карандаш, магазин, голова, самовар, садовод, водопровод, документ, домоводство, молодой, дорогой, золотой, пополам, подарить, говорить, холод, выбежать, выписать.
(Справочный материал I. 3. с. 202)
Упражнение 50.
Образуйте форму множественного числа от существительных. Запишите, прочитайте вслух, следя за произношением [о].
Стол, двор, дом, поле, море, сад, бал.
Упражнение 51.
Перепишите приведенные ниже слова, расставьте ударение. Прочтите вслух. Скажите, как звучат безударные гласные, и надпишите знаки редукции /Ù, ъ/.
Поворот, паровоз, остановка, самолет, молоток, соловей, золотой, огород, помогай, фонари, сторожа;
волос, ворон, летом, лошадь, высматривать, высказывать, покорность, работал, рядом.
Упражнение 52.
Перепишите приведенные ниже слова, расставьте ударение. Прочтите вслух.
Скажите, как звучат безударные гласные, и надпишите знаки редукции /ь, иэ, Λ, ыэ/.
Мастер, ветер, дятел, обидел, солнечный, доменный, видеть, писатель.
Передать, берега, береги, веселить, величать, вековой, деловой, деревянный, генерал, ремесло.
Рядовой, плясовой, тяжело, пятачок, лягушонок, часовой.
Упражнение 53.
Перепишите приведенные ниже слова, расставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Прочтите, скажите, как звучат гласные после шипящих Ш, Ж и после Ц. Надпишите над ними знаки редукции.
1. Шестой, шептать, шершавый, жестокий, жевать, желтеть, жена, жених, железо, желание, цена, ценить, цемент, цепной, цеха, цензура, цеплять.
2. Шелестит, шерстяной, шевелить, шелковистый, шелушить, жестяной, желтизна, жеребенок, желобок, желторотый, жених, целина, целовать, целиком, целевой.
Упражнение 54.
Прочитайте вслух словосочетания и предложения, подчеркивая буквы, которыми различается написание слов.
Умалять значение – умолять о прощении. Рыжая лиса – хвойные леса. Спиши упражнение – не спеши языком, спеши делом. Отварить овощи – отворить дверь. Стало весело – весило немного.
Упражнение 55.
Прочитайте. Скажите, почему слова второго столбика звучат одинаково. Как называются такие слова?
Упражнение 56.
Докажите подбором родственных слов с ударением на гласных корня, что данные в каждой паре слова, совпадающие по произношению, имеют разные значения.
Спеши (на зарядку) – спиши (примеры).
Слезать (с чердака) – слизать (крем).
Посветить (в темноте) – посвятить (романс).
Примирять (противников) – примерять (блузку).
Сторожил (склад) – известный старожил.
Развевался (флаг) – развивался (ребенок).
Упражнение 57.
Прочитайте текст. Следите за произношением безударных гласных. Выполните задания, данные после текста.
Учиться говорить и писать.
Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве!» Нет, учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств – качеств человека, который пользуется языком народа. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры…
Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке, не будьте самовлюбленным болтуном.
Всего шесть - это «а», «о», «у», «и», «э», «ы». Они произносятся только при участии голоса, без участия шума. Могут образовывать слоги. Бывают ударными и безударными. Гласные звуки - ударные и безударные - имеют свои особенности и определенные роли в речевом процессе. Кроме того, от наличия или отсутствия ударения зависят многие нормы обозначения гласных на письме буквами.
Гласные буквы «е», «ю», «я», «ё» не являются отдельными звуками. Они представляют собой обозначение двух звуков. Например: я - йа, ю - йу и т. п. Также они наделены дополнительными функциями - обозначают мягкость в письме.
Ударные гласные звуки
Ударным называется выделяемый при произношении голосом. То есть тот, на который падает ударение. Такой звук всегда произносится более отчетливо. По сравнению с безударным он находится в более сильной позиции и играет смыслоразличительную роль. Как правило, написание букв, передающих ударные гласные, не вызывает трудностей.
Например, в словах маленький (ударение на первый слог), мирный (ударение на первый слог), далекий (ударение на второй слог) правописание ударных слогов ни у кого не вызовет сомнений. Здесь действует принцип «как слышится, так и пишется», а слышатся звуки отчетливо.
Ударные гласные звуки призваны выполнять функцию смыслоразличения. Для сравнения: мол, мал, мыл, мул - слова, которые мы различаем на слух благодаря тому, что в них пишутся разные гласные буквы.
Безударные гласные звуки - что это?
Безударными называются гласные, не выделяемые голосом. Они произносятся с гораздо меньшей силой и далеко не так энергично, как ударные. Находятся в слабой позиции, и написание передающих их букв зачастую вызывает трудности. Принцип «как слышим, так и пишем» в данном случае не подойдет, поскольку слышаться может совсем не то, что есть на самом деле.
Безударный гласный звукчастонаходится в измененном состоянии (состоянии редукции). И степень трансформации может зависеть от удаленности ударного гласного. Чем дальше - тем сильнее редукция. Например, в слове "колобок" ударным является последний звук «о» - в третьем слоге. Ближайший к нему «о» (во втором слоге) слышится еще более-менее отчетливо, а отдаленный (из первого слога) практически теряется при произношении. Его длительность в данном случае минимальна.
Относительно стойкими в этом отношении являются безударные гласные звуки «и», «ы», «у». На степень их трансформации удаленность от ударного почти не влияет (мумие, Буратино, мировая). Исключение может составлять только «и» в начале слова после твердого согласного, на который оканчивается предыдущее слово фразы. В таких случаях «и» превращается в «ы». Данная ситуация хорошо просматривается, например, в словосочетании «дым над избой».
Безударные гласные звуки в корнях. Правописание
Как уже отмечалось выше, передача на письме безударных гласных звуков нередко вызывает сложности. Особенно проблематично бывает понять, какой буквой следует обозначить безударный гласный звук в корне того или иного слова.
Правописание таких корней выделяется в особый раздел грамматики и детально изучается в филологии. Выбор верной буквы зависит от разных факторов: особенностей соседства с другими буквами, наличия или отсутствия рядом ударного слога, их происхождения и т. д.
Непроверяемые гласные в корнях
Самый сложный с точки зрения правописания случай - это безударные гласные звукив непроверяемых словах. Когда невозможно подобрать вариант с ударным корнем.
Правильные варианты в таких ситуациях остается только запомнить или всегда носить с собой словарь, в котором можно посмотреть правописание.
К словам, подпадающим под этот раздел, относятся, например: меридиан, винегрет, бетон, корвалол, ватрушка и другие. Многие из них имеют иностранное происхождение.
Проверяемые гласные в корнях слов
Буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корнях, в большинстве случаев можно определить, подобрав где на корень падает ударение.
Например, изменив слово «трава» на «травушка», легко понять, какую букву следует писать в безударном корне. Еще варианты: гора - горный, вода - водный, дожди - дождь и так далее и тому подобное. Примеров в русском языке - великое множество.

Правописание корней в словах разного происхождения
Безударные гласные звуки в главных морфемах слов могут иметь разное буквенное выражение в зависимости от того, какое происхождение имеет данное конкретное слово.
Так, например, исконно русские слова часто отличаются полногласным написанием сочетаний -оро-, -оло-: молодой, огородить, оболочка. А их старославянские варианты имеют сокращенный вариант буквосочетания и трансформацию «о» в «а»: младенец, ограда, облако.
Чередование безударных «а» и «о» в корнях
Буквы, обозначающие безударные гласные звуки, могут чередоваться в корнях Один из вариантов чередования - «а» и «о». Разные корни имеют свои правила написания:
- Например, независимо от того, какая буква будет писаться под ударением, в безударной позиции почти всегда имеем корни «гор», «клон», «твор», «зар» и «плав»: загорелся, поклониться, сотворить, озаренный, сплавлять. Но есть исключения: выгарки, пригарки, утварь, зоревать, пловчиха, пловец, плывун и т. д.
- От согласного, замыкающего корень, зависят морфемы «раст», «ращ» и «рос». Буква «а» предшествует «ст» или «щ», тогда как перед «с» обычно бывает «о». Не вписываются в это правило: Ростислав, Ростов, ростовщик, росток, выросток и варианты, производные от них (ростовский, ростовщичество и т. д.), а также слово отрасль.
- В морфемах «скоч» и «скак» перед буквой «ч» обычно бывает «о», а перед «к» - «а». Например: скакун, скакалка, выскочка, вскочить. Исключения составляют лишь слова вскачь, скачу, скачи и скачок.
- Безударные гласные звуки в словах с корнями «лаг» и «лож» передаются на письме буквами, согласно следующему правилу: перед «г» употребляется «а», а перед «ж» - «о». Например: слагать, полагать, разлагается, сложение, положение, отложить. Исключение - полог.
- На наличие или отсутствие суффикса «а» «ориентируются» такие корни, как «кас» и «кос». Если суффикс присутствует сразу за корнем, то будет «кас», а если нет, то получится «кос». Например: касается, касательно, коснулся, прикосновение.
- Правописание корней с безударными гласными иногда зависит от их значения. Так, в случае с «мок» («моч») и «мак» первый вариант «работает», если речь идет о пропитывании жидкостью (промокашка, намочить), а второй - в случае, когда имеется в виду погружение в жидкость (макать, обмакивать).
- Морфемы «равн» и «ровн» тоже «равняются» на значение слова. Если имеется в виду одинаковость, то пишется «а» (равный, уравнение), а если прямота и гладкость, то «о» (подровнять, выровнять). Исключения: ровесник, равнина, уровень, поровну.
Как чередуются «и» и «е»
Буквы безударных гласных звуков «и» и «е» тоже могут чередоваться в корнях слов.
Морфемы «бир» и «бер», «жиг» и «жег», «стил» и «стел», «блист» и «блест», «мир» и «мер», «тир» и «тер», «дир» и «дер», «пир» и «пер», «чит» и «чет» находятся в прямой зависимости от наличия суффикса «а». Если он есть по соседству с корнем, пишется «и», а если отсутствует - «е». Примеры: побираться - заберет; прижигание - выжегшая; расстилается - стелить; блистательная - блестящий; замирать - замереть; оттирать - оттереть; отдирать - отдерет; отпирать - отпереть; почитать - вычет. Исключения: чета, сочетание, сочетать.
Примечание:
- Корни «мир» и «мер» могут чередоваться, только если означают процесс умирания. Если речь идет о мире (антониме войны), то в корне всегда будет «и» (мировая, помириться). А если морфема означает меру, то всегда пишется «е» (отмерять, мерило).
- Корни «пир» и «пер» чередуются, только если означают процессы открывания, закрывания и выпирания (запереть, отпереть, выпереться). А если речь идет о слове «пир», обозначающем «праздник живота», то в корне всегда будет «и» (пировать).
Чередование буквы "а" ("я") с буквосочетанием "им" ("ин") в корнях
Буква "а" ("я") чередуется в корнях с буквосочетанием "им" ("ин") в корнях слов по такому правилу: если за корнем есть суффикс «а», то употребляется «им» или «ин». А если таковой отсутствует, то пишется «а» или «я». Например: принимать - принято, начинать - начато.
Гласные звуки - ударные и безударные - есть в каждом языке мира. И если с ударными, как правило, проблем не возникает, то безударные создают массу трудностей. С ними связано обычно огромное количество орфограмм. И правописание корней - только малая часть большого айсберга.
Гласными называются звуки, которые, в отличие от согласных, возникают при образовании тона без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных, гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слоги способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные.
В русском языке шесть основных, ударных, гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. При этом букв, обозначающих гласные, десять, так как
я, ё, ю, е, обозначая звуки [а], [о], [у], [э], имеют еще и дополнительные функции (обозначения мягкости согласного или звука [j] на письме).
Слышимые нами различия в гласных связаны с формой ротовой полости - резонатора, который изменяется в зависимости от продвижения языка вверх, вниз, вперед, назад, - и отверстия, образуемого губами. В зависимости от этого различаются гласные различного подъема (спинка языка двигается вверх или вниз), ряда (язык двигается вперед или назад), а также лабиализованные или огубленные (губы вытягиваются в трубочку) и нелабиализованные или неогубленные (губы не вытягиваются вперёд). Это основные характеристики гласных звуков.
Ударные гласные звуки выполняют смыслоразличительную функцию. Сравните слова мал, мол, мул, мыл, которые мы различаем на слух только благодаря различиям в гласных.
В безударных слогах гласные произносятся менее энергично. В результате происходит редукция гласных, т. е. изменение звука. Эти изменения затрагивают только силу и длительность звучания (бурундук [бурундук]) или бывают более существенными: меняется качество звучания, тогда один гласный звук, теряя свои характеристики, становится не отличим от другого гласного (леса - лиса [л"иса], сравните: леса - лиса [л"эса = л"иса]). Отсюда трудности, возникающие при написании слов с безударными гласными. Понятно, что если меняются только сила и длительность произношения звука, то он сохраняет способность выполнять смыслоразличительную функцию (пустой [пустоj] - постой [пастоj]), а если меняется его качество, то эта функция утрачивается и могут (при совпадении всех других звуков в словах) возникнуть омофоны ([л’иса] - леса - [л’иса] - лиса).
Гласные звуки, характеристики которых изменились настолько, что они стали не сопоставимы по звучанию ни с одним ударным гласным, в иранскрипции обозначают знаками [ъ] (сильно редуцированный гласный звук после твёрдого согласного: к датам [гдатъм]) и [ь] (сильно редуцированный гласный звук после мягкого согласного: детям [д’эт’ьм]). Безударный звук, имеющий сходство с тем или иным ударным, можно обозначать тем же знаком, но без символа ударения (вина [в’ина] - вино [в’ино]).
Степень изменения гласного звука (редукции) зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному он находится (барабан [бърабан]).
Знакомство ребенка с русским алфавитом – это всегда встреча с неизвестным, но загадочным миром, в котором столько интересных вещей.
Буквы русского алфавита составляют целую семью, в которой 33 жителя!
И всех нужно запомнить на своих местах. Но этим изучение букв не заканчивается. Приходится еще делить их на гласные и согласные, ударные и безударные, мягкие и твердые, глухие и звонкие . И это еще далеко не полная классификация. Разберемся, как правильно разделить по группам буквы алфавита.
Гласные и согласные звуки и буквы
Для начала разберемся, сколько всего букв содержит русский алфавит. Всего их 33. Все они делятся на две большие группы: гласные и согласные.
Только мягкий и твердый знаки мы не можем отнести ни к одной из групп: они не обозначают звука, а служат для указания на твердость или мягкость предыдущего звука.

Гласные звуки
Гласные звуки произносятся легко, нараспев. Это возможно благодаря тому, что при артикуляции во рту не образуется преграда для воздушного потока.
Сколько всего гласных букв в русском языке? – 10 букв.Гласные звуков значительно меньше: всего 6: А,О,У,Ы,И,Э. Такая разница объясняется тем, что 4 гласные буквы образуются путем слияния двух звуков: Ё=Й+О; Е=Й+Э; Ю=Й+У; Я=Й+А.
Ударные и безударные
Гласные звуки бывают ударные и безударные. Ударные гласные звуки в слове выделяются голосом. Благодаря ударению мы понимаем смысл слова. Есть слова, в которых смысл зависит только от постановки ударения, например: зАмок- замОк. Безударные звуки произносятся не так четко, так что на письме безударные звуки мы проверяем ударением.
Сколько согласных букв и звуков в русском языке?
Согласных букв всего 21, но звуков насчитывается 37.
Согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока. Роль преграды могут играть зубы, язык, губы, в зависимости от характера преграды согласные подразделяются на множество групп, например, губные, зубные и т.д.
Также согласные делят на твердые и мягкие, глухие и звонкие.
Твердые и мягкие
Твердые согласные произносятся более грубо, мягкие же звучат изящнее и смягчаются рядом стоящим гласным или на письме с помощью мягкого знака. В транскрипции мягкие звуки обозначаются рядом стоящим апострофом. Например, в слове ДОМ буква «д» звучит твердо, а в слове ИДЁМ – мягко. Мягкие и твердые согласные представлены в таблице.
Глухие и звонкие
Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, в то время как в формировании твердых звуков участие голоса необходимо. Звонкие и глухие звуки, как правило, образуют пару, например: Б-П, В-Ф и т.д. Существует лишь несколько звуков, у которых нет пары по глухости-звонкости: Щ, Ц, Й, Р, Л, М, Н.
Полностью рассмотреть глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, а также ударные и безударные гласные поможет таблица, представленная на нашем сайте. Ее можно повесить в классе, где дети приступили к более подробному изучению русского алфавита. Также вполне резонно будет повесить таблицу на видном месте дома, если малыш начинает изучать буквы.
Таблицы
Мультфильмы по теме
Чтобы малыш быстрее усвоил деление букв на гласные и согласные, можно предложить ему мультфильмы на эту тему. У нас на сайте вы найдете обучающие мультики, посвященные этой теме.
Логопед. Русский алфавит
В этом видео представлены звуки в русском языке на примерах звукоподражания. Этот прием позволит малышам отработать четкость произношения гласных и согласных звуков, ярче почувствовать разницу в их звучании. Звуки сопровождают яркие картинки с животными и явлениями природы. Смотреть мультфильм можно тут
Учим и поем русский алфавит
Этот видео ролик содержит исполнение алфавита под музыку. Мелодия приятная, легко запоминается, а сама песенка сопровождается показом буквы и формы ее написания. Этот мультфильм может быть полезен ребятам любого возраста, так как он направлен не только на запоминания порядка букв, но и на отработку дикции. Смотреть мультфильм можно здесь
Глухие согласные звуки
Существует общепринятое мнение, что петь согласные звуки невозможно. Однако авторы этого мультфильма ломают привычные стереотипы восприятия. Конечно, песней в полном объеме этот ролик назвать нельзя: скорее мы будем иметь дело с протяжным произнесением глухих согласных. Это чрезвычайно полезно для детской дикции, в которой постоянно просматриваются дефекты в произношении шипящих звуков. Чаще включайте своему ребенку этот мультфильм, чтобы он корректировал дикцию. Смотреть мультфильм можно тут
Звонкие согласные звуки
Гораздо легче петь звонкие согласные звуки, хотя мы опять будем иметь дело не с пением, а с продолжительным произнесением звука. В образовании звонких согласных участвует голос, поэтому их без труда можно произнести нараспев. Этот мультфильм предлагает детям потренироваться в таком нехитром деле и познакомиться ближе со звонкими звуками. Смотреть мультфильм можно здесь
Изучайте гласные и согласные звуки, ведь они составляют основу нашего алфавита!
Гласные звуки — звуки речи, которые характеризуются следую-щими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из тона (голоса), а во-вторых, при их образовании не возникает преграды на пути воздушной струи.
С точки зрения акустики гласные звуки состоят только из одного тона, а различные соотношения тона и шума характеризуют согласные звуки. Итак, при произнесении гласных звуков в результате колеба-ния напряженных голосовых связок в гортани образуется голос, или музыкальный тон. Полученное звучание преобразуется, обогащается дополнительными тонами, образуемыми в надгортанных полостях (глотка, носовая и ротовая полость). Эти резонаторные тоны и при-дают звуку специфический тембр, особое качество, которое отличает один гласный звук от другого. Поскольку тембр любого звука, или его качество, зависит от объема и формы резонатора (ср. разный объем и форму резонаторов у музыкальных инструментов: скрипки, виолон-чели и контрабаса; домры, балалайки и гитары), то и тембр гласных звуков определяется положением языка и губ, которые могут менять размер и форму ротовой полости.
Язык — самый подвижный орган артикуляции, он может смещаться горизонтально и вертикально в ротовой полости, при этом образуются разные гласные.
Степень поднятия языка к нёбу обеспечивает различие гласных звуков по подъему: самое верхнее положение языка формирует гласные верхнего подъема ([и], [ы], [у]), среднее положение — гласные среднего подъема ([э], [о]) а нижнее — гласные нижнего подъема ([а]). Гласные верхнего подъема называются закрытыми (узкими), а гласные нижнего подъема — открытыми (широкими), так как при нижнем положении языка шире раскрывается рот и ниже опускается нижняя челюсть. Если мы произнесем последовательно гласные [и], [э], [а], мы можем по-чувствовать движение языка по вертикали.
Тело языка может также смещаться горизонтально: придвигаться ближе к зубам или отодвигаться назад, к корню языка, формируя глас-ные переднего ряда ([и], [э]), среднего ([а]) и заднего ([у], [о]). Если мы произнесем последовательно гласные [и], [ы], [у], мы можем заметить передвижение языка по горизонтали.
При произнесении гласных [э], [о], [а] язык движется по вертикали: [э] и [о] — гласные среднего подъема, а [а] — гласный нижнего подъема; однако при этом еще наблюдается движение языка вперед (при про-изнесении гласного переднего ряда — [э]), назад (при произнесении гласного заднего ряда — [о]) или язык занимает среднее положение ([а] — гласный среднего ряда).
В образовании гласных также могут участвовать губы. При про-изнесении огубленных гласных ([у], [о]) губы несколько округляются и вытягиваются вперед.
При артикуляции гласных струя воздуха не встречает препятствия в ротовой полости, проходит свободно. Чем сильнее, интенсивнее про-износим гласный звук, тем шире раскрываем рот. Гласные звуки — ртораскрыватели.
Функциональное отличие гласных от согласных состоит в в том, что они по-разному ведут себя при образовании слога. Гласный звук образует вершину слога (без гласного звука слога не бывает), а со-гласный в составе слога обычно сопутствует гласному.
Гласный ударный звук — гласный под ударением (в ударной позиции), произносимый без ослабления артикуляции, то есть без редукции. Это значит, что ударный гласный звук более долгий и интенсивный, произносит-ся с большей силой, то есть более громко и напряженно, чем гласный в безударной позиции. Напряженность и долгота артикуляции способ-ствуют тому, что индивидуальная окраска звука (его тембр) становится более определенной, четкой. Благодаря этому позиция под ударением является для гласных сильной позицией, то есть тем положением, в ко-тором гласные в наибольшей степени отличаются друг от друга, их нельзя перепутать. Например, сом—сам, лес—лис. Материал с сайта
Гласный безударный (редуцированный) звук — гласный звук, произно-симый при большем или меньшем ослаблении артикуляции. В безу-дарном положении гласные звуки характеризуются меньшей силой, более вялой (менее энергичной) артикуляцией, а также обычно большей краткостью. Результат изменения качества и количества безударных гласных называется редукцией. Гласные звуки, которые произносятся с ре-дукцией, называются редуцированными. Позиция гласного без уда-рения является слабой, так как в этом положении гласные, произно-симые менее интенсивно, обычно теряют индивидуальные различия (по ряду и подъему). При таком произнесении мы иногда перестаем различать значения разных слов. Например: Я сама [сама] поймала сома [сама] или Я в лесу [лису] увидел лису [лису].