Как получить разрешение на строительство в Москве?
Глазов Александр Александрович, Лыткина Ульяна Игоревна
В материале данной статьи мы рассмотрим ключевые вопросы, возникающие при получении разрешения на строительство для коммерческого объекта капитального строительства в Москве.
В статье 51 Градостроительного Кодекса РФ определено как документ, который подтверждает соответствие требованиям градостроительных регламентов, проекту планировки территории и проекту межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Таким образом, на основании разрешения на строительство, владелец участка получает законное право осуществлять строительство и реконструкцию объектов капитального строительства.
Куда обращаться за получением разрешения на строительство?
В Москве организацией, ответственной за выдачу разрешения на строительство, является Комитет государственного строительного надзора города Москвы. На сайте http://stroinadzor.mos.ru/ в разделе «Государственные услуги» приведена подробная информация о порядке предоставления государственной услуги «Получение разрешения на строительство».
Какой пакет документов требуется предоставлять при обращении за получением услуги «разрешение на строительство»?
Для получения разрешения на строительство нелинейного объекта капитального строительства коммерческого назначения застройщик подаёт следующие документы:
Заполняя форму Вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности и даете согласие на рассылку
1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (в случае, если заявитель не является застройщиком, то необходимо предоставить в орган документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика).
2. Градостроительный план земельного участка.
3. Положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, при условии необходимости прохождения данной документацией экспертизы проектной документации, в соответствии с частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ. Документы, подтверждающие полномочия экспертизы проектной документации (свидетельство об аккредитации) - в случае прохождения негосударственной экспертизы.
4. Свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта (при наличии требований о разработке данного документа).
5. Материалы, содержащиеся в проектной документации, размещённые в ИАИС ОГД (Интегрированная автоматизированная информационная система обеспечения градостроительной деятельности).
6. Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства (предоставляется в соответствии со статьёй 40 Градостроительного Кодекса РФ).
Какой порядок оформления разрешения на строительство?
Заявление на оказание услуги подаётся в электронном виде через портал государственных услуг г. Москвы: https://pgu.mos.ru . К заявлению прикладывается полный пакет документации, согласно перечню, изложенному в Градостроительном Кодексе РФ.
Общий срок оформления разрешения на строительство составляет 10 дней, при этом от Вас не потребуется визита в государственный орган ни на одном из этапов рассмотрения заявления. Услуга предоставляется на бесплатной основе, а разрешение либо мотивированный отказ в оформлении разрешения направляется заявителю в электронном виде в личный кабинет на портале или вручается лично.
В каких случаях может быть получен отказ в получении разрешения на строительство?
Заявителю может быть отказано в получении разрешения на строительство в случае:
- наличия в проектных материалах и иной передаваемой документации несоответствий градостроительному плану земельного участка;
- отступления от параметров, предусмотренных проектом планировки территории и проектом межевания территории (для линейных объектов);
- отсутствия документов, обязательных для предоставления, в соответствии с регламентом оказания услуги;
- отступления от параметров, установленных в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства (в случае наличия необходимости получения данного документа).
Необходимо обратить внимание на то, что владелец земельного участка не всегда обязан получать разрешение на строительство. В каких случаях не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ?
В соответствии с п. 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется при:
1) строительстве физическим лицом на земельном участке, предназначенном для ведения дачного хозяйства, а также при строительстве гаража на земельном участке, не предназначенном для коммерческого использования;
2) строительстве объектов, не относящихся к объектам капитального строительства (киоски, навесы и т. д.);
3) строительстве сооружений вспомогательного использования;
4) изменении объектов капитального строительства без изменения контракции здания и его технико-экономических показателей (капитальный ремонт);
5) выполнении работ по устройству буровых скважин, в соответствии с законом РФ о недрах.
Законодательство РФ предусматривает ряд случаев, при возникновении которых государственные органы обладают правом лишить юридической силы разрешение на строительство. Рассмотрим, в каких случаях действие разрешения на строительство может быть прекращено.
Разрешение на строительство прекращает своё действие в случае:
- принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
- расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых возникли права на земельный участок;
- прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, перевод государственной услуги по оформлению разрешения на строительство в электронный вид позволяет заявителю, во-первых, существенно сократить время на решение процедурных вопросов, связанных с оформлением документов и их предоставлением в государственный орган, поскольку требуемые документы будут собираться в результате межведомственного электронного взаимодействия, несмотря на то, что перечень необходимых документов для получения разрешения на строительство в электронной форме идентичен списку для получения разрешения через непосредственное обращение в государственные органы.
Во-вторых, подобная инициатива призвана снизить административные барьеры и коррупционные риски, ведь исключается непосредственное личное общение заявителя с чиновниками.
В-третьих, у юридических лиц появляется возможность получения государственной услуги из любой точки мира, в любое удобное время, посредством сети Интернет с возможностью в режиме «он-лайн» получать информацию о статусе своей заявки.
Безусловно, процесс получения разрешения на строительство потребует времени и приложения определённых усилий, именно поэтому лучше позаботиться о разрешительных документах заранее, чтобы гарантированно предотвратить все сложности в будущем, а электронный сервис для получения разрешения на строительство как раз позволит сократить потребителю затраченные время и усилия.
Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.
Согласно п. 1 ст. 62 Градостроительного кодекса РФ - это документ, который подтверждает право на застройку территории и реконструкцию здания согласно разработанной проектной документации градостроительного регламента.
Наша компания предлагает помощь в получении разрешения на строительство объектов различного назначения. Специалисты «Геомер групп»:
- помогут собрать и изготовить документы
- оформят техдокументацию на землю
- проконтролируют весь процесс согласования.
С нами вы экономите свое время на посещение инстанций и защищены от риска получить отказ.
Бесплатная консультация
Законодательное регулирование
Требования законодательства в отношении получения разрешения на строительство менялись неоднократно. Сейчас основной регламентирующий документ - Градостроительный кодекс РФ. В ст. 51 указаны требования к этому документу и порядок его получения.
Помните! Постройка, возведенная без разрешения на строительство, юридически считается самовольной, и для того, чтобы в дальнейшем ее узаконить, зачастую приходится обращаться в суд.
В действующей редакции ГрК РФ изменился порядок разработки разрешения на строительство. Когда вы действуете, не учитывая юридические нюансы, риск отказа значительно увеличивается. В таком случае помощь специалистов бывает незаменима.
За строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, осуществляемого без полученного в обязательном порядке разрешения, предусматривает ответственность в виде административного штрафа или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток. Помимо этого, здание или сооружение признается - самостроем , и подлежит сносу за счет владельца.
Когда нужно разрешение на строительство?
Разрешение необходимо получать на объекты капитального строительства. Временные постройки без фундамента — можно возводить без оформления дополнительной документации. Подробнее о том, какие объекты не требуют разрешения написано в статье: Разрешение на строительство: Кто выдает в Москве и Московской области?
Срок действия разрешения
Разрешение на строительство жилого малоэтажного дома действует 10 лет с момента его выдачи. Но в Москве и Московской области срок действия сокращен до 3-х лет. Если вы продадите землю и недостроенный дом. Новый владелец сможет вести строительство без получения нового разрешения.
Какие нужны документы для получения?
Для получения разрешения нужно подать заявление в градостроительный комитет по месту расположения ЗУ. Сложности могут возникнуть в том случае, если земля находится на границе территориальных образований. Такие участки могут занимать межселенную территории, располагаться на землях нескольких районов и т.п.
К заявлению необходимо приложить пакет документов:
- Выписка из ЕГРН или правоустанавливающие документы.
- Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Его получают в местной администрации не позднее 3 лет до планируемого строительства. В противном случае план нужно получать повторно.
- Схема планировочной организации земельного участка (СПОЗУ). Ее можно сделать самостоятельно, но нужно быть готовым к тому, что несоответствие схемы требованиям - одна из самых частых причин возврата документов и отказа в разрешении.
- Проектная документация. По закону, предоставлять проектную документацию нужно не на все объекты. Этот вопрос стоит уточнить у специалиста на этапе сбора документов.
Дополнительные документы могут потребоваться в том случае, если ваш участок находится на территории, отнесенной к историческим объектам. Нюансов в сборе документов много. Поэтому, лучше проконсультироваться со специолистом.
Не хотите разбираться с юридическими тонкостями и требованиях к разным объектам капитального строительства? — Обращайтесь в «Геомер групп», мы поможем в оформлении разрешений на разные виды объектов капитального строительства.
Бесплатная консультация
Этапы оформления разрешения на строительство на землях ижс:
- Консультация со специалистом. Консультация эксперта в компании «Геомер групп» бесплатна. На встрече специалист ознакомится с вашей ситуацией, подготовит список документов, необходимых для подачи заявления. Если есть факторы, способные привести к отказу в выдаче разрешения, специалист скажет вам о них и предложит варианты возможного разрешения проблемы.
- Сбор документов. Вы можете заниматься сбором документов самостоятельно или доверить его нам. Подготовка СПОЗУ специалистами нашей компании сократит риск получения отказа из-за несоответствия документа требованиям. Даже если сотрудники градостроительного комитета обнаружат неточности в оформлении, специалист быстро их устранит.
- Проверка данных. Этот этап необходим в том случае, если вы самостоятельно занимались подготовкой документов. Специалисты проверят предоставленный вами пакет на соответствие требованиям закона, устранят ошибки и неточности. После этого заявление будет подано в органы исполнительной власти.
- Дополнение и корректировка. Во время анализа документов специалисты градостроительного комитета оценивают разные факторы, поэтому в документах нередко обнаруживаются ошибки. Дальнейшая работа может быть продолжена только после их устранения. В таком случае наши специалисты быстро вносят все необходимые корректировки.
Сроки получения разрешения
После подачи заявления специалисты градостроительного комитета анализируют предоставленные документы и принимают решение. По закону этот срок составляет 30 дней, но, если документы собраны не полностью или в них есть неточности, период может сильно увеличиться.
По итогам анализа документов градостроительный комитет примет решение о возможности ведения строительства. Вы получите разрешение или обоснованный отказ с указанием причин. Когда они устранимы, достаточно исправить ошибки и подать заявление заново. В противном случае опротестовать решение градостроительного комитета можно только через суд.
Ситуации, когда градостроительный комитет отказывает в выдаче разрешения, случаются. Если это произошло, сотрудники «Геомер групп» устранят причины, по которым был получен отказ. Наша работа позволит вам сэкономить время на возможных неоднократных переделках документов, в которых специалисты муниципалитета находят ошибки и неточности.
Бесплатная консультация
Цена получения разрешения на строительство в Москве и Московской области
Стоимость получения разрешения на строительство в нашей компании начинается от 40 тыс. рублей. Она зависит от:
- Площади участка.
- Площади планируемого здания.
- Его характеристик и других факторов
- Сроков изготовления необходимых документов для согласования.
Помощь в получении и согласовании в компании «ГеомерГрупп»
Вы можете самостоятельно пройти процедуру получения. Закон не устанавливает никаких ограничений. Чтобы получить разрешение самостоятельно ознакомьтес с нашей статьей: Как получить разрешение на строительство жилого дома самостоятельно?
Обращаясь в «Геомер групп», вы получаете:
- Консультацию. Ваша ситуация не типична? Вы заранее будете знать о возможных сложностях и сможете подготовиться к ним с помощью наших специалистов.
- Экономию времени на каждом этапе получения разрешения. Мы поможем собрать документы, проверим их на соответствие требованиям, внесем корректировки, если они нужны.
- Минимизацию риска получить отказ. Абсолютно безвыходные ситуации встречаются редко. Большинство причин для отказа устранимы. Даже если вы получили отказ, наши специалисты помогут исправить ошибки и пройти процедуру повторно.
- Полный комплекс услуг «под ключ». Получение разрешения на строительство - это только один из этапов. В дальнейшем вам потребуется оформление технической и кадастровой документации. Мы поможем вам в этом.
6.1. Прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, документов, необходимых для получения разрешения на строительство, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), а для застройщиков, наименования которых содержат слова "специализированный застройщик", также с использованием единой информационной системы жилищного строительства, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", за исключением случаев, если в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации подача заявления о выдаче разрешения на строительство осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.
7. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
(см. текст в предыдущей редакции)
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса;
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:
(см. текст в предыдущей редакции)
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);
г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
(см. текст в предыдущей редакции)
4) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
(см. текст в предыдущей редакции)
6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;
(см. текст в предыдущей редакции)
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;
9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;
10) копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории.
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - , , и 10 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
(см. текст в предыдущей редакции)
По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.
(см. текст в предыдущей редакции)
7.2. Документы, указанные в пунктах 1 , и 4 части 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости или едином государственном реестре заключений.
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Разрешение на строительство выдается в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если это указано в заявлении о выдаче разрешения на строительство. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на строительство органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи , в которых направление указанных в части 7 настоящей статьи документов и выдача разрешений на строительство осуществляются исключительно в электронной форме. Порядок направления документов, указанных в части 7 настоящей статьи, в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
10.1. В случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
(см. текст в предыдущей редакции)
10.2. Застройщик вправе осуществить строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для данного исторического поселения. В этом случае в заявлении о выдаче разрешения на строительство указывается на такое типовое архитектурное решение.
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство, предусмотренный ч. 11 ст. 51 (в ред. от 27.12.2019 N 472-ФЗ), не применяется
11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
(см. текст в предыдущей редакции)
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
11.1. В случае, если подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, который не является линейным объектом и строительство или реконструкция которого планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, и к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложено заключение, указанное в части 10.1 настоящей статьи, либо в заявлении о выдаче разрешения на строительство не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция объекта капитального строительства, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос":
(см. текст в предыдущей редакции)
1) в течение трех дней со дня получения указанного заявления проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, и направляют приложенный к нему раздел проектной документации объекта капитального строительства, содержащий архитектурные решения, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, или отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату выдачи разрешения на строительство, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае выдачи лицу такого разрешения;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) в течение тридцати дней со дня получения указанного заявления выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
11.2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в течение двадцати пяти дней со дня поступления от органа или организации, уполномоченных в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, рассматривает указанный раздел проектной документации объекта капитального строительства и направляет в указанные орган или организацию заключение о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Направление органом или организацией, уполномоченными в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, и направление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, указанных в настоящей части заключений в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, осуществляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.
(см. текст в предыдущей редакции)
12.1. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в десятидневный срок со дня выдачи застройщику разрешения на строительство в границах приаэродромной территории представляет копию такого разрешения в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
(см. текст в предыдущей редакции)
12.2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в тридцатидневный срок осуществляет проверку соответствия выданного разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, и в случае выявления нарушения ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, направляет в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" предписание о прекращении действия разрешения на строительство.
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
15. Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.
(см. текст в предыдущей редакции)
15.1. В случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 настоящей статьи, в течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на строительство уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" направляют (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) копию такого разрешения в органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением объекта, в целях строительства, реконструкции которого выдано разрешение на строительство.
17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;
4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;
4.5) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
(см. текст в предыдущей редакции)
18. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня выдачи такого разрешения обеспечивают (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) передачу в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов сведений, документов, материалов, указанных в пунктах 3.1 - 3.3 и 6 части 5 статьи 56 настоящего Кодекса.
(см. текст в предыдущей редакции)
19. Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи.
(см. текст в предыдущей редакции)
21.1. Действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае:
(см. текст в предыдущей редакции)
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
1.1) поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
21.2. Уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" принимается решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня прекращения прав на земельный участок или права пользования недрами по основаниям, указанным в части 21.1 настоящей статьи.
(см. текст в предыдущей редакции)
21.3. Органы, уполномоченные на предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости, предоставляют сведения о государственной регистрации прекращения прав на земельные участки по основаниям, указанным в пунктах 1 - 3 части 21.1 настоящей статьи, посредством обеспечения доступа органам государственной власти и органам местного самоуправления к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра недвижимости.
(см. текст в предыдущей редакции)
21.4. Уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" принимается также решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок, указанный в части 21.2 настоящей статьи, при получении одного из следующих документов:
(см. текст в предыдущей редакции)
1) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на земельный участок;
2) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении права пользования недрами.
21.5. Физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.
21.6. В случае образования земельного участка путем объединения земельных участков, в отношении которых или одного из которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованный земельный участок, вправе осуществлять строительство на таком земельном участке на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство.
21.7. В случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства. Ранее выданный градостроительный план земельного участка, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков.
21.8. В случае, если земельные участки были образованы в границах зоны размещения линейного объекта, предусмотренной проектом планировки территории, и если для получения разрешения на строительство линейного объекта была представлена проектная документация, разработанная на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории, сохраняется действие ранее выданного разрешения на строительство такого объекта и внесение изменений в такое разрешение не требуется.
21.9. В случае переоформления лицензии на пользование недрами новый пользователь недр вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с ранее выданным разрешением на строительство. частью 21.7 пунктами 1 21.13. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не содержатся сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, копию таких документов в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" обязано представить лицо, указанное в части 21.5 настоящей статьи.
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Срок рассмотрения заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, предусмотренный ч. 21.14 ст. 51 (в ред. от 27.12.2019 N 472-ФЗ), не применяется в случаях, если оно подано до 28.12.2019.
21.14. В срок не более чем пять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи. Уведомление, документы, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, заявление о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство), а также документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, в случаях, если их представление необходимо в соответствии с настоящей частью, могут быть направлены в форме электронных документов. Решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если это указано в заявлении о внесении изменений в разрешение на строительство. настоящей статьи, в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения; настоящей статьи;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;
5) несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;
6) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;
7) наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 настоящего Кодекса, в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство. В этом случае уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;
(см. текст в предыдущей редакции)
8) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.
21.16. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия разрешения на строительство или со дня внесения изменений в разрешение на строительство уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" указанные органы, организация, государственная корпорация уведомляют о таком решении или таких изменениях:
(см. текст в предыдущей редакции)
1) федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, действие разрешения на строительство которого прекращено или в разрешение на строительство которого внесено изменение; требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Если Вы собрались построить дом на своем участке земли, то, прежде всего, стоит разобраться в тонкостях законодательства. Раньше самым первым шагом являлось получение разрешения на строительство. Это важный документ, без которого владелец мог понести ответственность за самострой, получить серьезный штраф и даже лишиться постройки.
На протяжении последних лет требования закона, касающиеся оформления разрешений на строительство, неоднократно менялись. Главным оставалось одно – если дом возводится самовольно, будет более сложно поставить его на кадастровый учет и оформить право собственности. Получалось, что разрешение на строительство было определенной гарантией соблюдения имущественных прав.
После того, как в августе 2018 года официально вступил в действие Федеральный закон №340, для некоторых категорий собственников отпала необходимость получать разрешение на строительство.
Это касается владельцев участков под индивидуальное строительство (ИЖС), дачных и садовых участков и личных подсобных хозяйств.
Для них предусмотрены новые правила – по новому закону они должны подать в местную администрацию уведомление о планируемом строительстве, а затем уведомление о его окончании.
Если производится работа, после которой изменятся характеристики дома, то подается уведомление об изменении параметров строительства или реконструкции.
Для подачи уведомления от собственника требуются личные данные, адрес участка, правоустанавливающий документ на участок, кадастровую выписку, указать вид разрешенного использования и характеристики дома. Все эти изменения вносились с расчетом на то, что построить собственный дом станет немного проще с точки зрения оформления бумаг.
Закажите бесплатную консультацию по разрешению на строительство дома:
Получение разрешения на строительство
Несмотря на то, что для индивидуального строительства были введены послабления, в целом ряде случаев по-прежнему требуется получать разрешение на строительство от местных органов власти. Это касается возведения или реконструкции следующих объектов капитального строительства:
Многоквартирные дома и многоэтажные здания;
Блокированные жилые дома на двух и более хозяев;
Таунхаусы;
Любые объекты коммерческой недвижимости (даже если это маленький магазин);
Складское помещение, не предназначенное для личного пользования.
Объект должен быть безопасным и не наносить ущерба людям или окружающей среде, соответствовать нормам градостроительства и разрешенному виду использования территории и возводиться с учетом различных ограничений. Строительство таких объектов всегда осуществляется строго в соответствии с установленными регламентами. Разработку проекта и инженерной документации и сбор необходимых бумаг лучше доверять специализированным организациям с большим опытом.
Наши лицензии и документы:
Отзывы о нас:
Благодарственное письмо от ООО "ЭлектроСеть"
ООО "ЭлектроСеть" выражает благодарность сотрудникам ООО "Верста" за выполнение работ по договору №87 от 01.02.2019г.
ООО "Верста" зарекомендовало себя как организация, оказывающая услуги в области кадастровой деятельности и проектирования на высоком уровне и с ответственным подходом к делу. Работы были выполнены качественно, без каких-либо нареканий или замечаний со стороны заказчика.
С уважением, генеральный директор ООО "ЭлектроСеть" А.П. Сахнов
Благодарственное письмо от ООО "МАК-Лоджистик"
ООО "МАК-Лоджистик" выражает благодарность сотрудникам ООО «Верста» за профессиональное выполнение геодезических работ. На протяжении нескольких лет сотрудничество наших компаний было весьма успешным и плодотворным.
Мы будем рекомендовать Вашу организацию нашим партнерам.
Желаем ООО «Верста» дальнейшего профессионального роста и больших успехов!
Благодарственное письмо от ООО "Экономико-правовой консалтинг"
Уважаемый Денис Александрович! Общество с ограниченной ответственностью "Экономико-правовой консалтинг" выражает благодарность всему коллективу ООО "Верста" за оперативное и качественное решение поставленных задач. В рамках заключенного между нашими компаниями договора №119 от 06.02.2019 был выполнен комплекс работ по подготовке заключений о фактическом расположении объектов недвижимого имущества в границах земельных участков. Сотрудники ООО "Верста" ответственно подошли к делу и показывали себя отличными специалистами.
Будем надеяться на дальнейшее сотрудничество.
Благодарственное письмо от ООО "Луч"
Уважаемый Денис Александрович!
ООО "Луч" выражает благодарность за качественное выполнение комплекса земельно-кадастровых работ по изготовлению технических планов линейных сооружений в рамках договора №1226 от 14.12.2017 г.
Сотрудники ООО "Верста" зарекомендовали себя как компетентные, добросовестные специалисты, способные решить сложные задачи в сжатые сроки. Предложенные вашими сотрудниками решения полностью соответствуют всем требованиям и стандартам. Взятые на себя обязательства были выполнены в срок и в полном объеме.
Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Будем рекомендовать организацию ООО "Верста" своим партнерам как надежную организацию с широким спектром работ.
При начале строительства жилого дома на собственной земле необходимо получить соответствующий документ. Многие граждане игнорируют это требование и в итоге часто вынуждены сносить постройку как незаконную. Расскажем, как получить разрешение на строительство дома на своем участке с 2019 года, что нужно учесть при этой процедуре и какие особенности она имеет.
Строить дом на участке без разрешения на строительство, полученного от муниципалитета, запрещено. Это официальный документ, который обеспечивает законность строительства капитального объекта. Без его наличия нельзя в дальнейшем ввести дом в эксплуатацию и зарегистрировать на него право собственности в Росреестре.
Ранее получать разрешение на строительство дома на земле ИЖС было не нужно. Однако в 2019 году были внесены поправки в Градостроительный кодекс РФ, которые установили порядок получения разрешительной документации для строительства отдельно стоящих домов с количеством этажей не более трех.
В ст. 51 установлены основные нюансы процедуры получения необходимой документации. Без этого возведение жилого здания будет считаться незаконным, а постройка признается самовольной.
Разрешение на строительство подтверждает, что постройка соответствует проекту, а также существующим законодательным и санитарным нормам. При подаче бумаг на получение разрешительного документа проверяется:
- соответствие проектной документации требованиям законодательства;
- допустимость расположения капитального объекта на данном участке исходя из вида его .
Процесс выдачи и проверки бумаг строго регламентирован. Гражданину, планирующему строительство без разрешения, следует учесть, что в дальнейшем постройку можно будет узаконить только в судебном порядке.
Кто выдает разрешение на строительство?
В зависимости от месторасположения земельного участка, на котором планируется застройка, выдавать разрешения могут разные административные образования.
Получить документ можно в местном муниципалитете. Как правило, этим занимается отдел градостроительства и архитектуры. Но это правило работает только в том случае, когда земля относится к территории конкретного муниципального образования. Однако так бывает не всегда.
Участок может находиться на территории двух разных населенных пунктов или вообще не относиться ни к одному из них. В этом случае получать разрешение нужно в исполнительном органе следующей ступени, то есть в администрации субъекта РФ.
Как получить разрешение на строительство?
Застройщику необходимо обратиться в местную администрацию или МФЦ. Сотрудник учреждения выдаст заявление на имя главы муниципалитета, которое потребуется заполнить. К заявлению прикладывается пакет документов.
Заявитель вправе отправить заявление и документы почтой или в электронном формате. Для использования второго варианта потребуется предварительно получить электронную цифровую подпись.
Документы для получения разрешения
Чтобы заявление было принято к рассмотрению потребуется предоставить следующие бумаги:
- выписка из ЕГРН на земельный участок или другие правоустанавливающие документы;
- градостроительный план земельного участка сроком давности не более трех лет;
- схема планировочной организации земельного участка с указанием месторасположения объекта ИЖС;
- проектная документация на объект с текстовым и графическим описанием.
Вышеуказанные документы могут быть запрошены администрацией самостоятельно. В некоторых случаях от застройщика достаточно заявления. Этот момент следует уточнять в муниципалитете.
Процесс рассмотрения заявления
После получения заявления и необходимых бумаг муниципальный орган будет принимать решение. Срок рассмотрения составляет 30 дней с момента получения документов.
В течение этого времени сотрудники ведомства осуществляют проверку всех бумаг на соответствие закону и действительности, а также определяют насколько проектная документация или схема планировочной организации земли соответствует требованиям действующих норм.
Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно - попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:
Это быстро и бесплатно ! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.
Застройщик может заручиться разрешением на незначительное отклонение от требуемых параметров. В этом случае сотрудники будут проверять проектную документацию на соответствие требованиям полученного разрешения на отклонение.
По итогам рассмотрения заявления будет принято решение о выдаче разрешения или об отказе. Если застройщику отказывают, необходимо получить письменный документ, в котором будут указаны причины такого решения. Отказ может быть обжалован заявителем в судебном порядке.
Срок действия разрешения на строительство
Полученное разрешение на строительство действует в течение 10 лет. Для некоторых объектов капитального строительства этот период может быть увеличен. Это происходит в том случае, когда работы не были закончены вовремя.
Когда происходит отчуждение земельного участка и право собственности переходит к другому лицу, право на застройку остается неизменным. То есть на период действия разрешения факт смены владельца не оказывает какого-либо влияния.
Если требуется продление разрешения, необходимо максимум за 60 дней до окончания срока действия обратиться в муниципалитет и написать соответствующее заявление.
Что делать после получения разрешения?
После того как разрешение будет получено застройщику необходимо передать в муниципалитет:
- площадь, высоту и количество этажей в будущем строении;
- об инженерных сетях;
- экземпляр результата инженерных изысканий;
- экземпляр проектной документации.
Сделать это нужно в течение десяти дней с момента получения разрешения на строительство. Только после этого можно начинать застройку.
Введение дома в эксплуатацию
Чтобы получить разрешение на ввод достроенного дома в эксплуатацию необходимо обратиться в администрацию и предоставить следующие бумаги:
- градостроительный план надела;
- разрешение на строительство, полученное ранее;
- акт приема капитального объекта;
- документ, подтверждающий, что достроенный дом соответствует нормам и строительным регламентам;
- схематичное изображение участка и возведенного объекта.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается бесплатно. После его получения необходимо обратиться в Росреестр или МФЦ для регистрации права собственности на возведенный объект недвижимости.
Государственная регистрация облагается пошлиной. Ее размер составляет 2000 рублей.
Когда разрешение на строительство получать не нужно?
Нет необходимости получать разрешительную документацию, если планируется строительство одного из следующих объектов недвижимости:
- гараж на участке, который не используется в коммерческих целях;
- домов и вспомогательных строений на участке под садоводство и ведение дачного хозяйства;
- сооружений, которые не являются объектами капитального строительства;
- вспомогательных сооружений.
Также не нужно обращаться в муниципалитет при капитальном ремонте или реконструкции объекта, когда изменения не затрагивают конструктивные элементы.
При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.
Теперь вы знаете, как получить разрешение на строительство на своем участке с 2019 года. В случае вынесения необоснованного отказа обращайтесь в судебные органы. Предварительно рекомендуем проконсультироваться с юристом.