История патриарха иосифа. Иосиф патриарх московский и всея руси

Патриарх Иосиф был последним Первосвятителем единой Русской Церкви. Сменивший его Никон затеял назревшие церковные реформы, которые привели к трагическому расколу.

Жизнь Патриарха Иосифа до его избрания Первосвятителем Русской Церкви практически не известна. Мы знаем место его рождения — Владимир, но не знаем, в каком году он появился на свет. В ряде источников сообщается, что старший брат будущего Патриарха был во Владимире соборным протоиереем. Далее, как правило, указывается, что в 1639 году архимандрита Иосифа назначили настоятелем Симонова монастыря. Следующий факт — его избрание по жребию в 1642 году Патриархом Московским и всея Руси. И — множество подробностей, касающихся десятилетнего патриаршества: тут хватает и архивных документов, и свидетельств современников, и необходимых текстов.

Вообще-то, все это весьма странно. Ведь не могли поставить во главе одной из самых знаменитых русских обителей, каковой являлся в XVII столетии основанный учеником и племянником еще при жизни «игумена земли Русской» Симонов монастырь, человека «незаслуженного», а значит, в активе отца Иосифа к тому времени уже насчитывалось немало славных деяний. То же касается и избрания на первосвятительскую кафедру. Список из шести кандидатов в Патриархи составлял сам , и в него вошли самые, с точки зрения самодержца, лучшие и достойные.

Как бы то ни было, 27 марта 1642 года состоялось патриаршее посвящение архимандрита Иосифа. Его десятилетнее патриаршество запомнилось многими важными событиями. Хронологически это выглядело так.

Заняв патриаршую кафедру, первым делом патриарх Иосиф обратился к пастве с обширным поучением, состоявшим из трех частей, каждая из которых адресовалась разным слоям тогдашнего общества. В первые годы Патриарх вел активную полемику с лютеранами, связанную с планами (России требовались союзники в ее борьбе со Швецией) выдать царевну Ирину Михайловну замуж за датского принца. Споры отличались жесткостью и даже сопровождались репрессиями, обрушившимися на московских протестантов, — брак так и не состоялся, причем во многом благодаря стараниям именно Патриарха Иосифа.

Начиная с середины 1640-х годов Патриарх озаботился укреплением благочестия среди православного люда, особенно же — среди монахов и священников. Появились указы против пьянства, чародейства, скоморошества, азартных игр; специальными документами запрещались продажа табака и работа в субботу вечером и в воскресенье, вне закона была поставлена матерная брань.

Немало занимался Патриарх проблемами внутренней церковной жизни. При нем подробно, с привлечением греческих экспертов, обсуждался вопрос «многогласия» (практикуемого из удобства одновременного чтения или пения за богослужением нескольких текстов) и «единогласия» — с отданием предпочтения последнему; кроме того, Патриарх говорил о необходимом обучении священников и даже выписал ученых мужей из Киева, однако тогда завести на Руси школы не удалось.

Впрочем, выписанные ученые мужи понадобились для сверки богослужебных и богословских текстов, которые в пору патриаршества Иосифа издавались в немалом количестве — вообще, печатание книг многие исследователи называют главным делом Патриарха. И если поначалу некритично воспроизводились славянские списки (эти издания впоследствии были в большом ходу у старообрядцев), то уже на рубеже 1640—1650-х годов появилась тенденция сверять их по греческим образцам и были проведены, с участием греков, первые «прения о вере» — тем самым оказался заложен фундамент под программу .

К последнему, с 1649 года митрополиту Новгородскому, Патриарх Иосиф ревновал взошедшего на трон в 1645 году и говорил приближенным, что «скинуть меня хотят», однако самодержец, узнавший об этих подозрениях уже после смерти Иосифа, подобные намерения категорически отрицал.

По кончине Патриарха, последовавшей в 1652 году, в его келейной казне обнаружили огромную сумму почти в 14 тысяч рублей, что дало повод обвинять почившего Первоиерарха в стяжательстве. Вряд ли эти обвинения можно считать обоснованными — просто Патриарх Иосиф был великим благотворителем, а на благотворительность всегда нужны деньги.

Страна: Россия Биография:

Через год после кончины на Патриарший престол был избран по жребию из шести кандидатов архимандрит Симонова монастыря Иосиф. 27 марта 1642 года состоялась его интронизация. Строгое исполнение цepковных уставов и узаконений стало характерной особенностью служения Патриарха Иосифа.

Вступив на Патриаршую кафедру, Патриарх Иосиф счел своим долгом обратиться к духовенству и мирянам с Первосвятительским поучением, которое вскоре было разослано по всей России.

«Поучение» состояло из трех частей и было обращено соответственно к епископам, к царю и боярам, к рядовым священнослужителям. В своем поучении Патриарх Иосиф говорил о высоте пастырского служения, об ответственности иереев перед Богом, о конкретных обязанностях священнослужителей, а также давал наставления современникам в духовной жизни.

Поучения Патриарха Иосифа стали заметным явлением церковной жизни, поскольку в отличие от аналогичных сочинений предшествующих периодов они не ограничивались только вопросами духовной жизни, но были обращены к проблемам современного ему общества. В дальнейшем его примеру стали следовать и другие архиереи.

Патриарх Иосиф вскоре после избрания вступил в прения о вере с лютеранами. Его оппонентом был пастор Фильгобер, приехавший в Москву в 1643 году вместе с датским принцем Вольдемаром. Целью их приезда было предполагаемое бракосочетание царевны Ирины Михайловны с датским принцем, которое планировалось для формирования антишведской коалиции из Дании, России и Речи Посполитой. Патриарх Иосиф настаивал на переходе Вольдемара в Православие, от чего последний решительно отказался, и таким образом переговоры о браке были copвaны. Это был диалог, который Патриарх Иосиф вел с позиции ревнителя Православия. Такое ощущение своей не только правоты, но и духовной силы, потенциально способной обратить к Православию и западных христиан, могло появиться только как результат большого духовного подъема в русском обществе.

В 1646 году, перед наступлением Великого поста, Патриарх Иосиф разослал окружной наказ всему духовному чину и всем православным христианам, чтобы соблюдали наступающий пост в чистоте, и от пьянства, и от неправды, и от всякого греха удалялись, приходили к церквам Божиим и стояли в них со страхом, трепетом и в молчании, без всяких шепотов, и молились со слезами и сокрушением сердца о своих грехах; чтобы священнослужители призывали православных к покаянию, а о мирянах, которые будут непослушны своим духовным отцам в соблюдении поста и покаяния, доносить ему, Патриарху. Это окружное послание Патриарха Иосифа, а также указ царя 1647 года о запрещении работ в воскресные и праздничные дни и об ограничении в эти дни торговли способствовало укреплению веры в народе.

Большое внимание уделял Патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре — так называемое «Ртищевское братство» (по имени боярина Феодора Ртищева, пригласившего ученых монахов из Киева).

При Патриархе Иосифе, также как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги. Кроме нескольких изданий богослужебных книг впервые были изданы Жития русских святых (преподобных Сергия и Никона Радонежских, преподобного Саввы Сторожевского), творения святых отцов и учителей Церкви: «Слова преподобного Ефрема Сирина», «Лествица» преподобного Иоанна, «Поучения» Аввы Дорофея, « Толкования на Четвероевангелие» блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Издавались книги апологетические и полемические — против латинян и протестантов: «Кириллова книга», «Книга о вере» и другие. Были напечатаны «Грамматика Славянская» Мелетия Смотрицкого, «Кормчая» — сборник церковных законов и правил. Всего же при Патриархе Иосифе за 10 лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались.

В годы Патриаршества Иосифа неоднократно совершались открытия мощей святых угодников Божиих и прославления чудотворных икон. В честь них устраивались праздники или созидались храмы, а для мощей устроялись раки. Были обретены мощи преподобного Кирилла Новоезерского (1649), благоверной княгини Анны Кашинской (1649), преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца (1652), святого благоверного князя Даниила Московского (1652), а также перенесены мощи Филиппа, митрополита Московского (1652), Патриарха Иова (1652) и Патриарха Гермогена (1654) в Успенский собор Кремля; совершено прославление благоверного великого князя Георгия Всеволодовича (1645), и на пожертвования Патриарха Иосифа для мощей святого князя Георгия Всеволодовича была устроена серебряная рака во Владимирском Успенском соборе.

В 1647 году в местечке Дальние Кузнецы, в 15 верстах от Царево-Кокшайска, была явлена чудотворная икона Божией Матери с женами-мироносицами, и на месте Ее явления был воздвигнут храм.

Имя Патриарха Иосифа навсегда останется на скрижалях истории благодаря тому, что именно этому архипастырю удалось сделать первые шаги к воссоединению Украины (Малороссии) с Россией. На Земском соборе 1651 года, специально созванном по вопросу о воссоединении двух братских народов, Патриарх Иосиф проявил себя подлинным патриотом своего Отечества и решительно высказался о необходимости скорейшего воссоединения, хотя само воссоединение произошло в 1654 году уже после смерти Иосифа при Патриархе Никоне.

Патриарх Иосиф скончался 15 апреля 1652 года, искренне оплаканный царем, его ближайшим окружением и народом. Погребен он в Успенском соборе, рядом c гробницей первого Патриарха Московского Иова, на месте, которое сам указал незадолго до своей кончины.

Г. - архимандрит Симонова монастыря .

Избирался он несколько своеобразно. Царь Михаил Федорович сам написал для избрания в патриарха 6 имен (в числе их был и Иосиф), запечатал записочки царской печатью и отправил их на собор. Святители взяли сначала 3 жребия и вложили их в панагию , которую носили прежние патриархи, положили панагию перед образом Владимирской иконы Божией Матери и после молебна вынули один из трех жребиев. Также поступили и с другими тремя жребиями. И снова вытащили один. В третий раз в панагию вложили вытащенные 2 жребия, снова отслужили молебен, вытащили один жребий и, не распечатывая, отправили его царю. Царь распечатал жребий в присутствии своего синклита и избранным оказался Иосиф.

Патриарх Иосиф пользовался глубоким уважением царя Алексея Михайловича . Но он (Иосиф) занял патриарший престол уже в старости и по слабости сил не мог быть таким советником молодому царю, какими были до него патриарх Филарет (Романов) , а после него патриарх Никон . Ему было нелегко справляться и с чисто церковными делами.

Он заботился о благоустройстве церквей и о благолепии церковной службы. На освящении церкви во имя св. пророка Илии в Ярославле в г. патриарх принес в дар новой церкви частичку Ризы Господней .

Темное пятно на памяти патриарха Иосифа - корыстолюбие, причем не обходилось без несправедливого обременения священников патриаршей области. После его смерти осталась большая сумма наличных денег, которые он собирал, желая купить себе земельное владение. Завещания патр. Иосиф не оставил, и все его накопления по указанию царя были розданы в основном на монастыри, церкви, кафедры.

Труды

  • Поучение к духовенству, изданное при вступлении на патриарший престол.
  • Наказ по поводу разных настроений в церковной жизни (1646 г.).

Литература

  • М. Макарий И. Р. Ц., т.XI, с. 95-179.
  • Филарет, архиеп. И. Р. Ц., пер. IV, с. 17, 42, 192-195, 216, 224, 240.
  • Соловьев С. М. История России, кн. II, с. 1274, 1275, 1277, 1278, 1279, 1553-1557; кн. III, с. 201, 202, 207.
  • Мансветов Как правились на Руси церковные книги.
  • Белокуров Арсений Суханов.
  • Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 44, 511, 516, 519, 527, 528.
  • Боголюбский, прот. Московская иерархия. Патриархи. М., 1895, с. 21-24.
  • Ф. В. Четыркин Жизнеописание патр. москов. СПб, 1893, с. 42, 43, 47.
  • Строев П., с. 6, 151.
  • Гатцук Календарь на 1883 г., с. 131.
  • Булгаков, с. 1405.
  • Денисов, с. 74, 95, 106.
  • Ратшин, с. 99.
  • Летопись Е. А., с. 653, 654.
  • Сборн. для любит. дух. чтен. М., 1888, с. 304.
  • Всероссийский календарь. СПб, истор. отдел., 1917, с. 87.
  • М. Нкр., т. I, с. 515.
  • Прав. собес., 1874, июнь, с. 50.
  • Истор. вестн., 1882, май, с. 365, 1884, июнь, с. 680, 1888, июнь, с. 701-704, 1890, июль, с. 204, 1904, февраль, с. 688.
  • Рус. старина, 1876, июнь, с. 384, 1879, апрель, с. 734.
  • Ж. М. П., 1944, № 9, с. 14, 1945, № 3, с. 66-69, 1948, № 3, с. 6, 1954, № 4, с. 11.
  • Рус. архив, 1893, кн. 3-я, с. 6 (Скворцов Н. Московский Кремль), 1901, кн. 1-я, № 2, с. 219, 1910, кн. 1-я, № 3, с. 421, 422.
  • БЭЛ, т. VII, с. 442-445.
  • ЭС, т. XIII-а (кн. 26), с. 758.
  • РБС, т. VIII, с. 346-348.
  • Н. Д., с. 11.
  • Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно): Ч. 1-5. Куйбышев, 1971 (машинопись). Ч. 3.

Использованные материалы

  • Биография на сайте "Русское Православие"
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Иосиф, пятый Всероссийский патриарх , „родом владимерогородец“, был призван на московскую первосвятительскую кафедру из архимандритов московского Симонова монастыря и посвящен в патриарха 27-го марта 1642 г. В первые же годы своего служения в сане патриарха Иосиф вынужден был принять близкое участие в полемике с протестантизмом, которою (полемикой) тогда было живо заинтересовано высшее московское придворное общество, по поводу сватовства датскаго королевича Вольдемара с царевной Ириной Михайловной. Патриарх Иосиф употребил значительную энергию, чтобы склонить датского принца оставить протестантизм и принять православную веру; с этой целию он посылал ему от своего имени два послания, в которых выяснялись догматические заблуждения лютеран.

Наиболее важною стороной церковной деятельности патриарха Иосифа было печатание богослужебных и других книг. Предварительное исправление богослужебных книг совершалось по прежнему методу - только чрез сличение славянских списков, вследствие чего существо дела не улучшалось. Одни из напечатанных при патр. Иосифе книг были сходны с Иовлевскими изданиями, другие - с Филаретовскими, третьи с Иоасафовскими, а четвёртые во многом отличались от всех их. Особенного внимания заслуживает то обстоятельства; что преимущественно при патр. Иосифе в богослужебные книги вкрались те ошибки, которые впоследствии стали отличительными признаками учения раскольников. Из богослужебных книг при патриархе Иосифе изданы в Москве: Нравоучительные писания некоторых свв. отцов и учителей церкви, краткий катехизис митр. Петра Могилы, „книга Кормчая“, полемические и апологетические сборники: 1) „сборник о чести св. икон и о поклонении; 2) „Кириллова книга“ и 3) „книга о вере“ и, наконец, славянская грамматика, представляющая перепечатку грамматики Мелетия Смотрицкого. Вообще же при патр. Иосифе напечатано 36 названий книг, т. е. столько, сколько не печаталось ни при одном из предшествующих патриархов. Если в патриаршество Иосифа книжная справа была поставлена по-прежнему неудовлетворительно вследствие недостатка людей, знающих греческий язык, то при том же святителе и с его благословения в Москве зародилась заря нового просвещения, дававшая хорошие надежды на будущее. В 1649 г. боярином Ртищевым было открыто в Москве Андреевское училище, куда в качестве учителей приглашены из киевских монастырей „иноки известные в учении грамматики славянской и греческой, даже до риторики и философии“. Эти прибывшие иноки, в числе которых были между прочим Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий, составили из себя учёное Ртищевское братство, немало потом содействовавшее должной постановке исправления церковно-богослужебных книг. Кроме основания Ртищевскаго братства, патриарх Иосиф и другим обстоятельством доказал свое искреннее желание содействовать достижению единомыслия русской церкви с церковию восточной в вопросах богослужебно-обрядовой практики. Когда в 1649 г. прибыл в Москву иерусалимский патр. Паисий и стал указывать на значительный обрядовые отступления России от Востока, то царь и патриарх решили отправить на Восток для знакомства с тамошними церковными порядками старца Арсения Суханова, знавшего греческий язык. Арсений дважды ездил на Восток, но по возвращении из вторичной поездки уже не застал патр. Иосифа в живых. Заботясь о назревшем вопросе русской церковной жизни, патриарх Иосиф обращал внимание и на нравственное состояние паствы. В этом смысле он разослал в 1646 г. окружной наказ духовным лицам и мирянам, где увещевал - первых неленостно проходить пастырское служение, а вторых - жить по заповедям Божиим и с благоговением относиться к церковному богослужению. В 1647 г. патр. Иосиф от своего имени и от лица освященного собора издал другое уложение, запрещавшее работать и торговать в часы богослужений по воскресным и праздничным дням. В патриаршество Иосифа совершилось открытие нетленных мощей некоторых св. угодников Божиих, напр. преп. Александра Свирского, великого князя Георгия Всеволодовича, преп. Кирилла Новоезерского, преп. Саввы Сторожевского. Наконец, при патриархе Иосифе были установлены некоторые всероссийские праздники (напр. 22 октября) и перенесены в московский Успенский собор: прах патр. Иова из Старицы и мощи митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря. Отношения патриарха к царю, - по крайней мере к молодому Алексею Михайловичу, - были весьма хорошие: молодой царь питал к святителю глубокое уважение, как это можно видеть из его письма к новгородскому митр. Никону по поводу смерти патриарха, но все-таки последний не имел влияния на царя в управлении им государством, что особенно рельефно видно на истории возникновения в 1650 г. монастырского приказа, как самостоятельного учреждения, отнявшего у церкви часть её исконных судебных прав и внёсшего впоследствии не малую смуту в жизнь русской церкви. Патриарх ничего не сделал в данном случае для того, чтобы отстоять неприкосновенность церковной юстиции.

Из сочинений, вышедших под авторским именем патриарха Иосифа, кроме вышеупомянутых двух посланий к королевичу Вольдемару известно еще „поучение... архиереом, и священноиноком, и мирским иереом, и всему священному чину“, с которым святитель обращался к пастве при своем вступлении на патриаршую кафедру. Это поучение не есть оригинальное произведение самого патр. Иосифа; последнему принадлежит только внешняя, так сказать, концепция материала, извлеченная из прежде известных сборников. Скончался патр. Иосиф 15-го апреля 1652 г. и погребен в московском Успенском соборе.

Общий очерк жизни и деятельности патриарха Иосифа см. в Истории русской церкви м. Макария XI, 2, стр. 95-179, и в Руководстве по истории русской церкви проф. А. П. Доброклонского, Москва 1889, стр. 87-88. О содержании посланий патриарха Иосифа к датскому королевичу Вольдемару и вообще об участии святителя в деле последнего см. у проф. А. П. Голубцова, Прения о вере, вызванные делом королевича Вольдемара и царевны Ирины Михайловны, Москва 1891; о посольстве на Восток Арсения Суханова см. исследование С. А. Белокурова, Арсений Суханов I, Москва 1891.

* Николай Николаевич Писарев,
священник., маг. бог., доцент Казанской
духовной академии и настоятель
Николо-Вешняковской церкви.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 7, стлб. 442. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1906 г. Орфография современная.

Избрание нового Патриарха совершилось 20 марта 1642 г., более года спустя после смерти Иоасафа, и совершилось необычным порядком. Царь Михаил Феодорович предварительно избрал 6 кандидатов, велел написать их жребии и запечатал своей печатью. Святители и духовенство, собравшись в , взяли три жребия, положили их в патриаршей панагии на пелене пред Владимирской иконой Богоматери ; затем после молебствия вынули один из жребиев, а остальные отложили; точно так же поступили и с прочими тремя жребиями; наконец, вынутые два снова положили на панагию и по окончании третьего молебствия вынули один, который нераспечатанным отослали к царю. Это был жребий Иосифа. Он был родом из Владимира; управлял подмосковным Симоновым монастырем в сане архимандрита, когда был избран на патриаршую кафедру. 27 марта 1642 года состоялась его интронизация.

Строгое исполнение церковных уставов и узаконений стало характерной особенностью служения Патриарха Иосифа. Вступив на Патриаршую кафедру, он счел своим долгом обратиться к духовенству и мирянам с первосвятительским поучением, которое вскоре было разослано по всей России. «Поучение» состоит из трех частей и обращено соответственно к епископам, к царю и боярам, к рядовым священнослужителям. В своем поучении Патриарх Иосиф говорит о высоте пастырского служения, об ответственности иереев перед Богом, о конкретных обязанностях священнослужителей, а также дает наставления современникам в духовной жизни.

При Патриархе Иосифе, как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги. Кроме нескольких изданий богослужебных книг, впервые были изданы жития русских святых (прп. Сергия Радонежского , прп. Никона Радонежского , прп. Саввы Сторожевского), творения святых отцов и учителей Церкви, «Слово преподобного Ефрема Сирина», «Лествица» прп. Иоанна, «Поучения» Аввы Дорофея, «Толкования на Четвероевангелие» блж. Феофилакта, архиепископа Болгарского. Издавались также книги апологетические и полемические - против латинян и протестантов («Кириллова книга», «Книга о вере»). Были напечатаны «Грамматика Славянская» Мелетия Смотрицкого, «Кормчая» - сборник церковных законов и правил. Всего же при Патриархе Иосифе за 10 лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались.

В годы Патриаршества Иосифа неоднократно совершались открытия мощей святых угодников Божиих и прославления чудотворных икон. Были обретены святые мощи прп. Кирилла Новоезерского, прп. Саввы Сторожевского , Звенигородского, св. благоверного князя Даниила Московского , совершено прославление благоверного великого князя Георгия Всеволодовича и на пожертвования Патриарха Иосифа для его мощей устроена серебряная рака во Владимирском Успенском соборе. 5 апреля 1652 года в Москву были перенесены мощи Патриарха Иова. Царь Алексей Михайлович и Патриарх Иосиф встречали их у Тверских ворот и шли за ними до Успенского собора. Патриарх говорил царю: «Каково хорошо за правду стоять: и по смерти слава».

Большое внимание уделял Патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре - так называемое «Ртищевское братство» (по имени боярина Федора Ртищева, пригласившего ученых монахов из Киева). В правление Патриарха Иосифа стали производиться в широких масштабах исправления церковных книг. В Москве создался кружок влиятельных духовных лиц, стремившихся провести исправления. Патриарх принимал некоторые меры для продвижения этого вопроса, но по складу своему не был подготовлен к проведению крупных мероприятий, потому предоставил развитие этого дела новгородскому владыке Никону. С благословения Патриарха Иосифа были изданы «Шестоднев», «Учительное Евангелие», «Кормчая», в которых говорилось, что они исправлены по греческим книгам и указанию греческих святителей и по книгам «острожския печати», т. е. южно-русским.

Патриарх Иосиф скончался 15 апреля 1652 года, искренне оплаканный царем, его ближайшим окружением и народом. Благочестивый царь Алексей необыкновенно чтил Патриарха. При встречах с Патриархом Иосифом он всегда, принимая благословение, земно кланялся ему. Когда государю доложили о кончине Патриарха, он горько заплакал. «На нас (то есть на царя и его приближенных) такой страх и ужас напал, - писал Алексей Михайлович своему «собинному» другу, новгородскому митрополиту (будущему Патриарху) Никону, - что едва петь могли (весть была получена в Великий четверг за литургией), и то со слезами, а в соборе у певчих и властей со страха и ужаса ноги подломились, ибо кто преставился? Как овцы без пастуха не знают, куда деваться, так и мы теперь, грешные, не знаем, где головы преклонить, потому что прежнего отца и пастыря лишились, а нового нет...»

Погребен Патриарх Иосиф в Успенском соборе Московского Кремля , рядом с гробницей первого Патриарха Московского Иова, на месте, которое сам указал незадолго до кончины.