Распорядок дня лицеистов
Царскосельский лицей являлся закрытым вузом, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.
6.00 - подъём, молитва
7.00 - 9.00 - учебные занятия
9.00 - чай с белой булкой
9.00 - 10.00 - прогулка
10.00 - 12.00 - занятия
12.00 - 13.00 - прогулка
13.00 - обед
14.00 - 15.00 - чистописание и рисование
15.00 - 17.00 - выполнение домашних занятий
17.00 - чай и прогулка
20.30 - ужин
Форма в лицее
Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье - из белого сукна.
Первый выпуск и императорский
В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу.
Императорским указом от 18 марта 1822 года Царскосельский лицей был передан в ведомство главного директора Пажеского и кадетских корпусов.
Лицей при Николае I
После восшествия на престол императора Николая I по указу от 23 февраля 1829 года Царскосельский лицей перешел к подготовке воспитанников только для статской службы.
Изменилась и организационная структура Лицея. Вместо двух классов по 3 года воспитанники стали обучаться в четырех классах по 1,5 года каждый.
По новому положению в Царскосельский лицей могли поступать сыновья дворян в возрасте 12-14 лет, обязательно крещеные и с хорошим здоровьем.
Переезд Лицея из Царского Села
В 1843 году Лицей уезжает из Царского Села.6 ноября 1843 года Император Николай I подписал Указ "О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений". По этому указу Лицей переходил под непосредственный надзор монарха и перемещался из Царского Села в Санкт-Петербург в здание Александровского сиротского дома.
После этого Царскосельский лицей был переименован в Императорский Александровский лицей.
-летие Царскосельского лицея
19 октября 2011 года - День лицеиста. Этот день неразрывно связан с именем А.С. Пушкина, с Царскосельским лицеем и с историей всего русского образования. Именно в этот день 200 лет назад открылось легендарное учебное заведение в Царском Селе.
Образование и воспитание подрастающего поколения всегда было общественно важной темой. Время могло менять лишь цели и задачи, стоящие перед педагогами, само же обучение всегда оставалось актуальной задачей общества. Так происходит и в наше время. Образование в России переживает сейчас очень сильные изменения. ГИА и ЕГЭ стали обязательными, начальная школа уже работает по новым стандартам, средней школе предстоит на них еще перейти, в высшем образовании появилась система бакалавриата и магистратуры. Можно критиковать эти перемены или приветствовать - результат покажет лишь время. А сегодня мы хотим вспомнить одно из лучших учебных заведений страны. Именно отсюда выходили в жизнь лучшие люди России: А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.М. Горчаков, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие.
Лицей был закрытым учебным заведением, поэтому воспитанники не имели права покидать его. На этом настаивал первый директор Лицея, В.Ф. Малиновский. Директор считал, что дома дети могут испытывать "пагубное" влияние, и стремился изолировать детей от этого. Такая система позволила исключить излишнюю опеку со стороны родителей, избалованность, влияние на становление лицеистов извне. Они жили и учились в Лицее. И именно здесь они становились личностями. Здесь складывалось их мировоззрение. Из стен Императорского Царскосельского лицея вышла целая плеяда замечательных людей, оставивших след в истории. Поэтому, задумываясь о современных реформах в образовании, полезно помнить об уникальном опыте Царскосельского лицея.
Говоря о великих русских поэтах, самоотверженных декабристах, мы будем говорить о Царскосельском Лицее. Мы будем говорить о нём как о первом привилегированном учебном заведении, в котором готовили юношей к важнейшей государственной службе, как о вольнолюбивой "лицейской республике", открывшей миру имена Дельвига, Пущина, Кюхельбекера и, конечно, Пушкина.
У каждого воспитанника в Лицее была отдельная комната. Над дверью висела черная дощечка, на которой были указаны: номер комнаты, фамилия и имя воспитанника. Александру Пушкину досталась комната с видом на дворец под номером 14.
Была достоверно установлена благодаря исследованиям Анциферова:
На основании одного письма исследователь узнал, что окно комнаты Пушкина выходило на дворец. Из этого же письма следует, что из 50 комнат Пушкин и его товарищи занимали 30, причем не были заняты «пять в начале и пять в конце ряда, выходившие в сторону дворца; также оставались свободными первые и последние пять номеров, выходившие в сторону ограды церкви Знамения».
Установив, в какую сторону выходило окно лицейской комнаты Пушкина, Н. П. Анциферову нужно было решить другой вопрос, откуда шла нумерация комнат — от начала коридора со стороны Садовой улицы или же со стороны Александровского парка. В этом помог И. И. Пущин. В «Записках о Пушкине» он пишет: «Он (инспектор Пилецкий-Урбанович) провел меня прямо в четвертый этаж и остановился перед комнатой, где над дверью была дощечка с надписью: № 13 Иван Пущин; я взглянул налево и увидел: № 14 Александр Пушкин».
Исследователь рассуждает: если Пущин стоял лицом в сторону дворца и № 14 был налево от № 13, следовательно, нумерация комнат шла от начала коридора со стороны Александровского парка.
Однако эти данные, даже с наличием плана, не дают возможности установить, где была комната Пушкина. «Дело в том,— пишет Анциферов,— что мы не можем, согласно данным письма Комовского, разделить всю площадь между коридором и стеной, обращенной ко дворцу, на 25 нумеров, т. к., вероятно, среди них были и другие помещения». И опять помог Пущин: «Я, как сосед (с другой стороны номера Пушкина была глухая стена), часто, когда все уже засыпали, толковал с ним вполголоса через перегородку».
«Итак,— рассуждает исследователь,— комната примыкала к одной из трех поперечных стен. Установив это и проверив три варианта возможного распределения номеров между глухими стенами, удалось точно определить, к которой из них примыкал № 14. Таким образом, было установлено местонахождение комнаты Пушкина. Перегородка, упомянутая Пущиным, делила пополам окно, расположенное между двух колонн по наруж¬ному фасаду, наиболее близких к арке, соединявшей Лицей с дворцом». Определение местополо/кспия комнаты Пушкина стало первым шагом па пути к созданию мемориального музея.
Рядом с ним в . Тонкая перегородка, не доходящая до потолка, разделяла их комнаты. Комната Пушкина меньше других. Объясняется это тем, что с одной стороны в комнате Пушкина была глухая стена и из-за толщины стены комната оказалась меньше. Но было в этом и одно преимущество: Пущин был единственным соседом Пушкина.
Распорядок дня лицеиста
- 6.00 Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди.
- 7.00 - 9.00 — класс.
- 9.00 — чай;
- прогулка — до 10.
- 10.00 - 12.00 — класс.
- 12.00 - 13.00 — прогулка.
- 13.00 — обед.
- 14.00 - 15.00 — или чистописание, или рисованье.
- 15.00 - 17.00 — класс.
- 17.00 - чай;
- до 18.00 — прогулка;
- 18.00 - 20.30 - повторение уроков или вспомогательный класс. По середам и субботам — танцеванье или фехтованье. Каждую субботу баня.
- 20.30 — звонок к ужину.
- После ужина до 10 часов — рекреация.
- 22.00 — вечерняя молитва, сон.
В коридоре на ночь ставили ночники во всех арках. Дежурный дядька мерными шагами ходил по коридору».
Как видно из этою распорядка, день в Лицее начинался в шесть часов утра и заканчивался в десять. Семь часов ежедневно отводились для занятии в классах, которые, однако, проводились не подряд, а в течение дня, чередуясь с отдыхом, прогулками, повторением уроков.
Вскоре после начала занятий директор Лицея В. Ф. Малиновский объявил воспитанникам, что по предписанию министра в течение шестилетнего курса обучения им запрещается покидать Лицей. Родным разрешено посещать мальчиков по праздникам. Это решение объясняется тем, что Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением, и будущие государственные деятели должны были воспитываться в атмосфере школы, избегая влияния со стороны.
Известие это очень опечалило мальчиков, но впоследствии, оглядываясь на прошлое, «разбирая беспристрастно это неприятное тогда нам распоряжение» И. И. Пущин признает, «что в нем-то и зародыш той неразрывной, отрадной связи, которая соединяет первокурсников Лицея».
Положением от 28 июня 1832 года к 50 казеннокоштным (т. е. обучающимся за счет государства) к воспитанникам в Лицее прибавилось 50 своекоштными (обучающихся за свой счет). Принимается решение об уничтожении маленьких комнат лицеистов, на 4-м этаже делают перепланировку и создают общую спальню, как это было принято в других учебных заведениях. Для младших воспитанников отводятся помещения на первом этаже, где потолки были ниже, окна меньше.
Форма лицеиста
Лицеисты имели специальную форму одежды. По будням — синие брюки и синие сюртуки с красными воротниками. По праздникам, отправляясь в церковь, на гулянье, надевали мундир из синею сукна с красным воротником, шитым серебряными петлицами, на первом курсе, золотыми — на втором, белые панталоны, белый жилет, белый галстук, ботфорты, треугольную шляпу. Но со временем брошены ботфорты, белые панталоны и белые жилеты сменились синими, фуражка заменила шляпу. Шляпа теперь надевалась только в тех случаях, когда воспитанники отправлялись учиться фронту в гвардейском образцовом гарнизоне.
Источники:
- Павлова С.В. Пушкинский Лицей. Путеводитель. - СПб.:Паритет, 2004.- 192 с. -ил.
«Жизнь Александра Пушкина» - В июне 1823 г. благодаря хлопотам друзей Пушкин перебирается на службу в Одессу. Но вмешательство Жуковского предотвратило дуэль. Пруд в Болдино. Воспитание Пушкина было безалаберным. Михайловское 1824 - 1826. Тригорское. По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение, женился. Александр Сергеевич Пушкин 26 мая 1799 – 29 января 1837.
«Годы жизни Пушкина» - После убеждения друзей Пушкин взял свой вызов обратно. А.С.Пушкин. Здесь написана «Сказка о царе Салтане», 5 октября – «Письмо Онегина к Татьяне». Будущего поэта крестили 8 июня в церкви Богоявления в Елохове. В с. Каменка Пушкин сблизился с членами тайного общества, будущими «декабристами». На выпускном акте в 1817 г. Пушкин также прочел собственное стихотворение «Безверие».
«200 лет Царскосельскому Лицею» - Лицей сегодня, в 21-м веке. А.Дельвиг. И.Пущин. В таких комнатах жили лицеисты. Пушкин на выпускном экзамене. Друзья, прекрасен наш союз! Н.Горчаков. Царскосельскому Лицею 200 лет. Нам было по 11- 13 лет В.Вольховский. В Кюхельбекер. Малиновский. Корсаков. Друзья, мои прекрасен наш союз!
«Детские и лицейские годы Пушкина» - Бабушка Мария Алексеевна. 19 октября 1811 торжественно открыт Царскосельский лицей. Пушкин -лицеист. Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая (6 июня) 1799 года. А.Пушкин на лицейском экзамене. Род Пушкиных уходил корнями в глубокую древность. Мать Надежда Осиповна. Няня Арина Родионовна.
«Лицейские годы Пушкина» - Презентацию подготовил Сабиров Р., 6а класс. Именно в лицее Пушкин первый раз влюбился. Лицей в наши дни. Роза. Крылов и Гнедич. Все тотчас же согласились с егомнением, и дело сдано было в архив. Чадаев. Друзья. Не говори: Вот жизни радость! Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич. Цветку скажи: Прости, жалею!
«Болдинская осень Пушкина» - «Евгений Онегин». В третью Болдинскую осень Пушкин написал «Сказку о золотом петушке». Александр сергеевич пушкин. «Осень подходит. Игнашина Наталия Ивановна Библиотекарь Лицей № 554 Приморского района. «Чудесная вдохновенная осень». «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.». Музей-заповедник А.С. Пушкина в Болдино.
Всего в теме 20 презентаций
В основе режима учебных занятий в "Пушкинском лицее" лежит стремление избежать возможных перегрузок, отрицательно влияющих на психофизиологическое состояние учащихся.
"Пушкинский лицей" создан в Санкт-Петербурге в 1990 г. при Международном институте по изучению резервных возможностей человека (МИРВЧ). Он задуман как воспоминание о Царскосельском лицее, в котором учился великий русский поэт, и как своеобразный подарок к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. По учебной программе и режиму дня наш лицей во многом аналогичен Царскосельскому.
Работа в режиме полного рабочего дня (с 9 до 19 ч.) потребовала тщательного продумывания последовательности занятий как в течение дня, так и в течение рабочей недели с тем, чтобы избежать возможных и нежелательных перегрузок.
Учебный день в лицее распадается на три блока: до обеда, после обеда, после ужина. После первых двух часов занятий лицеисты пьют чай с булкой, как в Царскосельском лицее, но с небольшим отличием: с учетом рекомендаций Института экологии человека: желающие могут получить фиточай с подсушенным ржаным хлебом.
Ежедневный урок здоровья начинается в 13 часов с ходьбы в проточной холодной воде (до 12°С) по щиколотку (водная дорожка с массажем стоп), эта процедура способствует активации адаптационных механизмов. В хорошо проветренном зале, не надевая обуви, ребята занимают свои места на ковриках умеренной жесткости для релаксации: в положении лежа под специально подобранную психотерапевтом музыку снимается напряжение утренних умственных занятий. Пять минут расслабления восстанавливают баланс нервной системы и лицеисты, лежа, приступают к остеопатической гимнастике, которая корректирует нарушения опорно-двигательного аппарата с помощью определенных упражнений и диафрагмального дыхания. Этот гимнастический комплекс мягко подготавливает организм к переходу из горизонтального положения в вертикальное, закрепляя навыки поддержания естественных поз - сидения, вставания, стояния.
Восстановление правильной архитектуры тела позволяет с помощью следующего комплекса адаптационной гимнастики тренировать все органы тела, координируя их работу. Последующее орошение стоп и макушки головы гомеопатическим раствором морской капусты, одуванчика и овса ("Авеналам") закрепляет эффект гимнастики и стабилизирует работу вегетативной нервной системы. Затем лицеисты принимают комплекс природных адаптогенов в гомеопатическом разведении: ОКО, реприз, кальгид.
Оптимально подготовив таким образом организм к принятию пищи, лицеисты отправляются на обед, который проходит в спокойной, семейной обстановке. После еды они следуют самому короткому рецепту долголетия, известному с древних времен в Китае: сто шагов после каждого приема пищи. Лицеисты делают эти шаги на свежем воздухе, дополняя их активными традиционными играми (догонялки, игра в мяч и т.п.).
После прогулки в группах ГПД под руководством учителя лицеисты выполняют задания, полученные на уроках для самостоятельной работы. Когда учебные задания выполнены, лицеисты читают художественную литературу в читальном зале, занимаются музыкой, живописью, подготовкой спектаклей, творческой работой, пишут сочинения.
Затем легкий ужин, небольшой отдых и спортивные занятия - фехтование, хореография, плавание, физкультура, футбол и другое. Высокая двигательная активность снимает накопившуюся к концу дня усталость.
Урок здоровья проводится в соответствии с рекомендациями международной детской профилактической программы "CINPT" (программа ВОЗ), опубликованной в сборнике "Методические подходы к созданию экологической оздоровительной программы для детей" (СПб., 1997).
Недельная загруженность учащихся строится с учетом рекомендаций санэпиднадзора, соблюдается стандартная волна чередования трудных и нетрудных дней. За рабочей пятидневкой следуют два выходных дня, которые дают возможность полного отключения от школьного режима, тем более что все самостоятельные задания выполнены в лицее. К этому необходимо добавить, что режим занятий предусматривает регулярные пробежки на свежем воздухе вокруг лицея во время перемен. В это время проветриваются классы.
Разумеется, самый продуманный режим занятий не является залогом сохранения здоровья учащихся. Определенную роль играет и содержание учебного процесса: что именно изучают учащиеся, интересно ли им это и есть ли практический выход полученным знаниям и умениям. Известный врач А.Залманов утверждал: "Неудобное распределение уроков, неинтересное и малополезное обучение могут произвести разрушительное действие на умственные способности детей".
На всех уроках в "Пушкинском лицее" интересно: интересны сами знания, интересны и формы работы. Лицеисты на протяжении всего существования лицея вовлечены в культурную жизнь города. Они участвуют в теле- и радиопередачах, выступают с концертами, например, в Царскосельском лицее, в Академии Госслужбы, в Петровской Академии наук и искусств. Художественные выставки живописных работ лицеистов проходили в Румянцевском особняке, в Гильдии мастеров на Невском проспекте, в Царскосельском лицее, в выставочном зале в Пушкинских горах, в Карелии (передвижная выставка "От Петрозаводска до Олонца"). Ребята принимали участие во Всемирной выставке детского рисунка в Самаре, их работы продавались на аукционе детских работ в Сан-Франциско и Берлине. Работы лицеистов экспонировались в Германии и Голландии.
Лицеисты видят плоды своего труда. Все сочинения учащихся отпечатаны и используются в дальнейшей работе. Выпускники 2001 года получили на память томик своих сочинений с 1 по 11 класс. Постоянно пополняется видео и фотоархив, который используется в работе в последующие годы.
Главная тема, над которой работает лицей - пушкинская. В лицее отмечаются все Пушкинские даты: День Лицея, День памяти поэта, День его рождения. Ко Дню рождения А.С.Пушкина готовится большое театральное представление, подготовленное совместными усилиями ребят и педагогов: литератора, учителей музыки, пения, хореографии, живописи, фехтования и родителей.
Детям настолько интересно в школе, что они с трудом расстаются с нею по вечерам и на каникулах. Вот что писала об этом выпускница 2001 года Ульяна Зуева в своем сочинении, уходя на летние каникулы:
До свидания, лицей!
Милый лицей, я светлею! С тобой, для тебя!
Дорогой лицей! Мне очень жалко покидать тебя на целое лето! Я не могу представить, как я буду вставать из постели, завтракать, но не идти в лицей. Если он закроется... Нет! Он не закроется! Здесь, в лицее я написала свою первую музыкальную пьесу - "Ночь", здесь же я подружилась с Настей. Отсюда я начала жить. До этого я была, как в тумане, но когда я пришла сюда, я вдруг прозрела.
Когда я пришла в лицей, я вдруг посветлела. Сначала я была замкнута и мрачна, но потом я высветлилась, нашла маленький, чистый уголок в сердце. Немного погодя у нас появилась баня. Я не понимала, что это такое, а когда пошла, то вода в проруби умыла меня. Когда же появился бассейн, стало весело; я стала счастливой. С тех пор я очень счастлива. Сейчас мы заканчиваем год и ставим спектакль по трагедии Софокла "Антигона". Поначалу мы все смеялись, но когда Надя (Антигона) сыграла сцену прощания, все перестало быть смешным. У нас Антигона — Надя, Йемена — Маша, Корифей I - Люба, Корифей II - Паша, Креонт - Миша, а Гемон - Саша.
Счастливые дни!
У нас много интересных уроков: русский язык, естествознание, математика, расслабление, английский язык, немецкий язык, физкультура, бальные танцы и пение, и история, и литература, и еще есть Пушкинский, и я забыла про лаковую живопись. Лаковая живопись — чудный урок. Я, когда пришла, думала, что это будет рисование фломастерами, но нет! Это другой урок!
Мы играем в Царскосельский лицей. Каждый из нас - лицеист Пушкинской поры. Еще я помню, как готовила своего героя: Владимира Вольховского я выбрала я его за сильную волю, твердый нрав и смелый характер. Я полюбила своего героя за то, что он спал на голых досках, покрытых простыней и вместо подушек клал под голову книжки-энциклопедии. Его и моими друзьями были Пушкин, Пущин, Малиновский, Данзас, Дельвиг, Горчаков, Яковлев, Броглио, Матюшкин, Корсаков... Вольховский закончил лицей с Большой золотой медалью.
Мы ездили в Псков, Новгород, Киев, Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Тутаев, Косторому, Золотой Плёс, Вологду, на Валдай, в Новую и Старую Ладогу, на реку Свирь и так далее. Мы посетили все Пушкинские места в нашем и Псковском крае.
Я помню, как мы ехали в Киев из Петербурга: я и Марина лежали на верхних полках. Марина лежала на подушке головой к окну, а я головой от окна — оно было открыто. Вдруг, Марина привстала на локтях и показала на красивый сюжет за окном и подушка, на которой она лежала, вдруг сдвинулась и улетела в окно. Там ее подобрал крестьянин, шедший за поездом. Это был смех! Но не только...
Еще я люблю уроки музыки, очень люблю нежные, красивые и быстрые мелодии. Я очень люблю сочинять: в прошлом году я написала "Вальс", "Танец". А в этом — "Росинки ", "Полдень. "
Литература... Она открывает прошлое: Чехов, Гаршин, Лесков... Чудо!!! В литературе можно над каждым писателем думать целую вечность. Литература помогла мне найти свет. Если бы не было бы литературы, я бы так и осталась в темноте. Я не переживу, если меня заберут в другую школу, в которой нет литературы! Я себе не могу представить, как я буду жить в темноте, без Чехова, Гаршина, Лескова, без молитвы, без света, без ничего.
Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет…
А. С. Пушкин
В 1811 году Пушкину исполнилось 12 лет. Родителям пора было задуматься об образовании их сына. Знакомый семьи Пушкиных Александр Иванович Тургенев сообщил, что в Санкт- Петербурге открывается новое учебное заведение - Императорский Царскосельский лицей. Александр I учредил Лицей благодаря хлопотам видного деятеля той эпохи М. М. Сперанского, который задумал его в качестве привилегированного учебного заведения, предназначенного для обучения и воспитания «юношества благородного происхождения», т. е. дворян, с тем чтобы по окончании Лицея выпускники могли быть причастны к «важным частям службы государственной».
Название Лицей получил по аналогии с местом на окраине Афин, главного города Древней Греции. В античные времена там стоял храм Аполлона - бога Солнца, покровителя искусств, музыки, поэзии. В саду храма находился знаменитый «гимнасий», где его основатель, великий древнегреческий философ Аристотель, учил юношей мудрости и наукам. Императорский лицей в Санкт-Петербурге, по замыслу его учредителей, был символическим продолжателем славных традиций античного Лицея (Ликея).
В это новое учебное заведение родители и решили отдать сына. Во второй половине июля 1811 года дядя Пушкина, известный в то время поэт Василий Львович Пушкин, вместе с племянником выехали из Москвы в новую, Северную столицу.
12 августа 1811 года Александр Пушкин выдержал экзамен и был принят в Лицей в числе 30 воспитанников (окончили Лицей при первом выпуске 29 юношей). 19 октября состоялось открытие Лицея. Этот день стал священным для Пушкина, который впоследствии придал ему значение огромного исторического события в жизни России и в своей судьбе, воспев его в стихах.
Обстановка открытия нового учебного заведения была торжественной: воспитанники, преподаватели и именитые гости, приглашённые в актовый зал, увидели большой, покрытый красным сукном с золотой бахромой стол, помещённый между колоннами, а на нём роскошно убранную грамоту об основании Лицея. Значительность совершаемого действия подчёркивалась присутствием государя императора и высших сановников государства. Это чувствовали и лицеисты, и их профессора и наставники.
Сначала слово было дано директору Лицея В. Ф. Малиновскому, сыну которого, как и Александру Пушкину, предстояло обучаться в Лицее. Профессор Н. Ф. Кошанский представил лицеистов Александру I. Горячую речь произнёс профессор А. П. Куницын.
После открытия гостей пригласили осмотреть помещения Лицея. На первом этаже находились квартиры инспектора и гувернёров, на втором - столовая, буфетная, больница, аптека, малый конференц-зал, канцелярия, на третьем - актовый зал, классы, физический кабинет, библиотека с ломберными столиками и стульями с кожаными сиденьями, газетная комната, на четвёртом - комнаты воспитанников, обставленные весьма скромно: стол с необходимыми принадлежностями (чернильницей, свечой и щипцами для снятия нагара со свечи), конторка для занятий, стул, комод, кровать с матрацем, бумазейное одеяло, полупуховая подушка, зеркало, умывальник.
По принятии в Лицей воспитанникам объявили правила поведения и распорядок пребывания.
Воспитанников облачили в синие двубортные сюртуки с красными стоячими воротниками, с красным кантом на манжетах; каждый носил синий суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, длинные панталоны синего сукна; ноги обули в полусапожки.
Лицеистам объявили, что до окончания шестилетнего срока обучения никто не должен покидать Лицея или выезжать из него. Родственникам разрешалось посещать воспитанников только по праздничным дням.
День лицеистов начинался в шесть часов утра. После утренних процедур лицеисты шли на молитву. С семи до девяти - занятия («классы»). В девять часов утра - чай. С десяти до двенадцати - снова занятия. От двенадцати до часу - прогулка. В час - обед. От двух до трёх дня - чистописание или рисование. От трёх до пяти - другие уроки. В пять - чай и затем (до шести) прогулка. Далее до половины девятого вечера - «вспомогательный класс» (повторение уроков). В половине девятого - ужин. После ужина до десяти - отдых. В десять лицеисты шли на вечернюю молитву и потом отходили ко сну. Утреннюю и вечернюю молитву читали по очереди.
Пушкин занимал комнату с 14-м номером. По соседству с ним была комната Пущина.
Лицей по уровню даваемых знаний приравнивался к университетам. Обучение в нём было рассчитано на шесть лет - первые три года воспитанники изучали предметы старших классов гимназии, последующие три года - предметы трёх факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико- математического. Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском девизе - учиться и жить «Для общей пользы». Программа занятий была весьма насыщенной. Преподаватели и воспитатели соблюдали главное правило, гласившее о том, чтобы воспитанники «никогда не были праздны».
Программа Лицея включала разнообразные предметы. Первые три года Пушкин изучал русский, латинский, немецкий и французский языки, математику, словесность, историю, географию, нравственные науки, статистику, изящные искусства, занимался рисованием, пением, танцами, плаванием, фехтованием, верховой ездой. Особенно строгими были занятия на первых трёх курсах, следующие три курса включали выборочное изучение наук. Занятия продолжались с 1 августа по 1 июля. Каникулы устраивались раз в году (с 1 июля по 1 августа).
В Лицее создалась благоприятная атмосфера для развития творческих, художественных и иных способностей лицеистов. Профессора благосклонно относились к сочинению стихов, к занятиям искусством и всячески поощряли воспитанников. Здесь почти все лицеисты писали стихи, и у Пушкина было много соперников. Учителя были молоды, энергичны, проявляли исключительное внимание к воспитанникам и уважали их личное достоинство. Они утвердили в Лицее дух чести, товарищества, лицейского братства, воспитывали в лицеистах независимость суждений и поведения, прививали ненависть и презрение к холопству, лизоблюдству, ябедничеству, чинопочитанию и требовали от лицеистов ответственного отношения к словам и поступкам. В Лицее царил культ дружбы, и Пушкин пронёс его через всю свою жизнь. Его любимым другом стал Дельвиг, он сохранил дружеские связи с Кюхельбекером, Пущиным, Малиновским и другими лицеистами.
Лицей был основан в ту пору, когда Россия переживала национально-патриотический подъём. В стране возникли идеи отмены крепостного права, ограничения власти царя, мысли о главенстве законов и строгом их соблюдении. Крупнейшим историческим событием стала Отечественная война 1812 года, всколыхнувшая всю нацию, вставшую на защиту Отечества и жаждавшую поражения захватчиков. Лицеисты вместе со всеми радостно, восторженно праздновали победу русского оружия, изгнание Наполеона с родной земли и взятие Парижа. Об этих событиях Пушкин написал в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе».
Пушкин навсегда остался верен свободолюбивому духу Лицея, лицейской дружбе. Он считал Лицей родным домом своей юности, а Царское Село - колыбелью своей музы. «Отечество нам Царское Село», - скажет он спустя годы.
Первый выпуск Лицея состоялся 9 июня 1817 года. После окончания семнадцать человек зачислили в гражданскую, двенадцать - в военную службу. Пушкин был направлен в Коллегию иностранных дел.
После выпуска все собрались у директора Лицея Энгельгардта, чтобы провести вместе последний лицейский день.
Лицейские годовщины у Пушкина
День основания Лицея- 19 октября 1811 года - ежегодно отмечался лицеистами первого выпуска. Пушкин бывал на лицейских сходках в 1817-1819 годах, в 1820-1826 годах отмечал «Лицея день заветный» в одиночестве, вспоминая своих друзей и посылая им приветы в стихотворениях, посвящённых лицейским годовщинам. В 1827 году, возвратившись из ссылки, он празднует «серебряную» годовщину Лицея - 10 лет со дня его окончания. День Лицея поэт отмечал вместе с другими лицеистами в 1832, 1834 и 1836 годах. Лицейским годовщинам Пушкин посвятил несколько стихотворений: «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «19 октября 1827 года» («Бог помочь вам, друзья мои…»), «Чем чаще празднует Лицей…», «Была пора: наш праздник молодой…».
Лицейские профессора у Пушкина
Воспитание лицеистов возлагалось на шестерых профессоров, священнослужителя, преподававшего Закон Божий, двух адъюнктов и шестерых учителей для изящных искусств и гимнастических упражнений.
Пушкину особенно запомнились А. П. Куницын, читавший нравственные и политические науки; И. Ф. Кошанский, преподававший латинскую и русскую словесность; А. И. Галич (он заменил заболевшего Кошанского), знаток древнего и нового искусства; Д. И. де Будри, знакомивший лицеистов с французской словесностью; Ф. М. Гауеншильд, профессор немецкой словесности; И. К. Кайданов, профессор исторических наук, лекции которого были интереснее его учебников. В числе преподавателей был и профессор математических и физических наук Я. И. Карцов.
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию - и мёртвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Лицейская лирика Пушкина
В лицейской лирике Пушкина преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с её радостями и весельем. Поэт следует лирике Державина, Жуковского, Батюшкова. Подлинный поэт, по его мнению, творит по вдохновению. Пушкин-лицеист пробует перо в различных жанрах: от оды до романса, элегии и сказки. Любимым жанром раннего лицейского периода становится дружеское послание («К Наталье» - первое стихотворение поэта, «К другу стихотворцу» - первое печатное произведение).
В обращениях к друзьям («Товарищам», «В альбом Пущину», «Кюхельбекеру») возникает тема Лицея, которая будет жить и в поздних стихотворениях поэта.
Ответы на вопросы о периоде обучения Пушкина в лицее
2. Расскажите о Лицее (откуда он получил такое название; какие задачи ставил русский государь перед этим учебным заведением; чем интересно было его открытие; каковы были внутренние покои, одежда лицеистов, режим в Лицее; к чему приравнивался Лицей по уровню знаний; чего добивались профессора от воспитанников и др.).
Своё название Лицей получил по аналогии с местом на окраине Афин, где в древние времена находился храм Аполлона (бога Солнца, покровителя искусств, музыки, поэзии), в саду которого размещался известный «гимнасий» Аристотеля. Императорский лицей в Санкт- Петербурге, по плану его учредителей, был символическим продолжением славных традиций древнего Лицея.
Александр I организовал Лицей благодаря хлопотам М. М. Сперанского, который замыслил его в качестве привилегированного учебного заведения, созданного для обучения и воспитания дворянских деток, с тем, чтоб по окончании Лицея его выпускники были бы причастны к «важным частям службы государственной».
Открытие Лицея состоялось 12 октября 1811 года, на обучение в нём было принято 30 мальчишек. Обстановка открытия нового учебного заведения была праздничной, тут находился сам правитель и высшие сановники страны. Перед гостями с праздничными речами выступили директор Лицея В. Ф. Малиновский, доктора Лицея Н. Ф. Кошанский и Куницын.
Вот каковы были помещёния Лицея. «На нижнем этаже находились квартиры инспектора и гувернёров, на втором - столовая, буфетная, поликлиника, аптека, малый конференц-зал, канцелярия, на 3-ем - актовый зал, классы, физический кабинет, библиотека <…>, газетная комната, на четвёртом - комнаты воспитанников, обставленные очень робко: стол с необходимыми принадлежностями, конторка для занятий, стул, комод, кровать с матрацем, бумазейное одеяло, полупуховая подушка, умывальник».
Форма воспитанников Лицея смотрелась так: голубые двубортные сюртуки с красноватыми стоячими воротничками, с красноватым кантом на манжетах, голубий суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, длинноватые штаны голубого сукна, полусапожки.
День лицеистов начинался в 6 утра: утренние процедуры, молитва. 7.00-9.00 - занятия. 9.00 - чай. 10.00-12.0- занятия. 12.00-13.00 - прогулка. 13.00 - обед. 14.0- 15.00 - чистописание либо рисование. 15.00-17.00 - другие уроки. 17.00 - чай, потом до 18.00 - прогулка. 18.0- 20.30- повторение уроков. 20.30 - ужин, после до 22.00 - отдых. 22.00 - молитва и отход ко сну.
По уровню познаний Лицей равнялся к вузам. Обучение в нём было рассчитано на 6 лет.
Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском лозунге - обучаться и жить «для общей пользы».
3. Каких лицеистов - друзей Пушкина вы знаете?
И. Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Малиновский.
4. Что вы можете рассказать о лицейских профессорах?
Всего в Лицее было 6 профессоров, один священнослужитель, два адъюнкта и 6 учителей изящных искусств и гимнастических упражнений.
Пушкин в особенности запомнил А. П. Куницына (нравственные и политические науки), Н. Ф. Кошанского (латинская и российская словесность) и заменившего его А. И. Галича (знаток старого и нового искусства), Д. И. де Будри (французская словесность), Ф. М. Гауеншильда (германская словесность), И. К. Кайданова (исторические науки), Я. И. Карцова (математика, физика).
5. Как относились лицеисты к лицейским годовщинам?
Лицеисты после выпуска всегда встречались 12 октября. Пушкин очень ценил эти встречи и даже написал несколько стихотворений по этому поводу.