Где был создан парламент. Что такое парламент — его функции и история, как называется и что из себя представляет парламент РФ

История становления парламента

Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler - говорить) - высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

Парламент является представительным органом, в котором всё население и регионы страны представлены выбранными ими представителями. Как правило, весь парламент, или нижняя палата парламента (например, в федерациях) формируется путём всеобщих выборов.

В современных государствах парламенты, как правило, являются законодательными органами, то есть наделены властью принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

Понятие, признаки парламентов, их классификация

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 12 декабря 1993 г.: «Федеральное Собрание - парламент России - является представительным и законодательным органом Российской Федерации» (ст. 94).

Парламенты (легислатуры), квазипарламентские учреждения - как органы, осуществляющие одновременно и функции представительства общества, и, одновременно - законотворческие функции - созданы в подавляющем большинстве государств современного мира, независимо от формы правления и политического режима: не только в конституционных, но и абсолютных монархиях; не только при демократических, но и чрезвычайных, военных и революционных режимах. Специалисты считают, что страны, где нет подобного рода учреждений, являются, скорее, исключением из правила.

Официальные наименования, применяемые для обозначения высших органов законодательной власти... чрезвычайно разнообразны. Как пишет известный российский специалист по конституционному праву зарубежных стран Н. С. Крылова: «Чаще всего употребляется термин «парламент». Классический пример - британский парламент. Некоторые конституции используют термин «легислатура». Распространены и иные наименования: Федеральное Собрание в Швейцарии, Конгресс - в США, Стортинг - в Норвегии, Альтинг - в Исландии, Генеральные Кортесы - в Испании, Кнессет - в Израиле, Народное Собрание - в Египте, Верховный Совет (Рада) - на Украине, Всекитайское собрание народных представителей и т. д. В России, как видим, согласно формуле Конституции РФ 1993 г. используется «двойное» название: Федеральное Собрание - парламент России.

Термин «парламент» происходит от латинского слова и в буквальном смысле означает «говорильня», «собеседование», «серьезный разговор». Термин «легислатура» также происходит от латинского слова «lex» - закон. Первые прародители парламентов появились еще в XII-XIII вв. - испанские кортесы и английский парламент. Само выражение «парламент « вошло в обиход примерно в то же время. В Англии, которая считается родиной парламента (где возникло первое употребление понятия «парламент»), это слово первоначально использовалось для наименования послеобеденной беседы монархов. Позднее этим словом в Англии стали обозначать любые совещания при монархах, а еще позднее - периодически проводимые собеседования (консультации) короля с магнатами «по великим делам королевства». Вместе с тем, как отмечал известный российский государствовед, профессор конституционного права А. А. Мишин: уже в XII-XIII вв. чаще всего под словом «парламент» «разумеют постоянный совет из государственных мужей и судей, который получал петиции, рассматривал жалобы и вообще регулировал осуществление правосудия».Таким образом, исторически концепция парламента претерпела значительную эволюцию. Наряду с Англией сословные (сословно-представительные) учреждения, ограничивающие власть монарха, но несколько позже во времени возникли в Польше, Венгрии, Франции, Испании и других странах, где они также в процессе эволюции и революций развились в представительные учреждения современного типа или были заменены ими.


Однако действующие в современных государствах модели законодательных учреждений не однородны, не все они является парламентами. В частности, законодательные органы социалистических государств не являются образованиями парламентского типа. Так, не являлись парламентами органы государственной (законодательной) власти в СССР и РСФСР. Более того, как отмечают одни из авторов известной серии учебников «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» Б. А. Страшун и В. А. Рыжов: «Социалистическая концепция государства и демократии избегала даже термина «парламент», ибо основоположниками марксизма-ленинизма, особенно В. И. Лениным, этот институт был со всех сторон охаян как фактически безвластная говорильня, призванная «надувать простонародье». Не является парламентом и Всекитайское Собрание Народных Представителей - законодательный орган в Китайской Народной Республике, так как «в действительности решения таких органов лишь придают государственное оформление решениям узких руководящих органов (политбюро, центральных комитетов) коммунистических партий. Наконец, «в развивающихся странах, особенно в Африке и Азии парламенты даже в тех случаях, когда формально строятся по модели развитых стран Запада, на деле обычно также безвластны, регистрируют решения внепарламентских центров подлинной власти», т. е. не являются парламентскими образованиями по своей сути. Во всех указанных случаях использование термина «парламент» для обозначения высшего представительного органа возможно лишь в целях практического удобства, как элемент технологии, но по сути такое словоупотребление очень условно.

Квалифицирующим признаком парламента является и тот, что, как и в суде, в деятельности парламента, в отличие от органов исполнительной власти, должны строго соблюдаться правила надлежащей правовой процедуры. Такой специфической процессуальной формой деятельности парламента является законодательный процесс, все стадии которого четко расписаны в законе (регламенте парламента), а важнейшие стадии - законодательной инициативы, голосования по законопроекту - как правило, определены в конституции государства. Законодательная функция - главная, но не единственная функция парламентов. Наряду с законодательными, парламенты осуществляют и контрольные функции. Минимальный парламентский контроль - это бюджетный и финансовый контроль.

Разные научные позиции отражают разные способы определения объема и характера законодательной компетенции парламентов и указывают на необходимость различать понятия «относительно ограниченная компетенция» и «относительно определенная компетенция». Поэтому наряду с тремя указанными выше можно говорить еще об одной, четвертой, модели организации парламентов - о парламентах с относительно определенной компетенцией. Дифференциация парламентов на такие виды как: с абсолютно неограниченной, абсолютно ограниченной и относительно ограниченной компетенцией - учитывает разницу объемов компетенции парламентов. А выделение парламентов с относительно определенной компетенцией связано с новой идеей - о подвижных ситуативно и во времени границах компетенции парламента. Поэтому одно и то же государство может попасть в разные классификационные группы (например, и в третью, и в четвертую).

Парламенты с относительно определенной компетенцией характеризуются следующими признаками. При этой модели организации парламента в конституции государства бывают закреплены как минимум три перечня полномочий в законодательной сфере: Федерации, ее субъектов, и третья сфера - совместного ведения или конкурирующей компетенции. По этому, третьему перечню вопросов законы может издавать как федеральный парламент, так и парламенты субъектов федерации. Таким образом, федеральный Парламент обладает не только сферой своего исключительного ведения, но и сферой законодательных полномочий, которую он делит с парламентами субъектов Федерации. Отсюда - «скользящая», относительная определенность компетенции и федерального парламента и парламентов субъектов Федерации.

от франц. parler - говорить) - высший представительный и законодательный орган государства, осуществляющий функции представительства основных социально-политических сил страны, законодательную деятельность.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Парламент

законодательный орган буржуазных государств, обычно выборный. Названия этого законодательного органа в разных странах разные: в Англии - парламент, в США - конгресс, в Финляндии - сейм, в Швеции - рикстаг, в Норвегии - стортинг, в Иране, Турции - меджлис и т. д. В большинстве стран состоит из двух палат - верхней и нижней, которые формально равноправны, а на деле более правомочными нередко являются верхние палаты (сенат в США, палата лордов в Англии и т. д.). Выборы членов парламента происходят по буржуазным избирательным законам, которые составлены таким образом, чтобы затруднить доступ в законодательные органы этих стран подлинным представителям трудящихся. Однако, несмотря на все рогатки и препятствия, во многих парламентах среди депутатов есть коммунисты и другие прогрессивные представители трудящихся. Парламентская борьба для коммунистов - один из важных методов классовой борьбы, с трибуны парламентов депутаты-коммунисты разоблачают происки империализма и реакции против мира, интересов трудящихся, отстаивают национальную независимость своих стран. Коммунистические и рабочие партии считают, что в современную эпоху рабочий класс ряда буржуазных государств сможет при определенных условиях завоевать на выборах в парламент большинство депутатских мандатов и превратить его в орудие действительной воли трудящихся. Главным условием парламентского, мирного пути перехода от капитализма к социализму является единство действий всех трудящихся под руководством рабочего класса и его марксистско-ленинской партии. Буржуазный парламентаризм как государственная система, осуществляющая диктатуру буржуазии, в корне отличен от подлинного народовластия, существующего в СССР и других социалистических странах.

В Российской Федерации парламент состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят о два представителя от каждого субъекта Федерации - главы представительной и исполнительной власти.

Государственная Дума избирается путем всеобщих прямых выборов; сроком на 4 года и состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Им запрещено находиться на иной государственной службе, совмещение должностей в других представительных органах и органах местного самоуправления. Депутатам Государственной Думы разрешается заниматься только преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Федеральное Собрание (парламент) является постоянно действующим органом. Заседания обеих палат парламента являются открытыми, кроме отдельных случаев, предусмотренных регламентом палаты.

Конституция предусматривает право создания обеими палатами Федерального Собрания комитетов и комиссий. Комитеты имеют отраслевую и функциональную направленность. Это постоянно действующие органы палат, занимающиеся разработкой законопроектов, организационными и иными вопросами. В комитетах могут создаваться подкомитеты. Комиссии носят временный характер, создаются для решения определенных задач.

Полномочия обеих палат парламента определены Конституцией России. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение и изменение границ между субъектами Российской Федерации; утверждение Указа Президента о введении военного или чрезвычайного положения; назначение на должность ряда высокопоставленных руководителей и другие.

Государственная Дума принимает федеральные законы; решает вопрос о доверии правительству, объявлении амнистии, назначении на должности и другие.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Каждый из нас живет по законам , которые регламентируют деятельность граждан и юридических лиц в различных сферах общества.

Для их разработки и принятия существует специальный законодательный орган – парламент. В нем работают депутаты, ответственные за содержание законов, которые иногда могут иметь судьбоносное значение для всех людей.

Парламент (фр. parler – говорить) это – высший представительный орган государства, наделенный полномочиями . Осуществляет представительство интересов ключевых социальных групп населения во власти, поэтому работающих в нем депутатов часто называют «народными избранниками».

Исторически он играл роль своеобразного «амортизатора» между и обществом. По мере своей эволюции превратился в высший орган государства.

Древнейшим парламентом планеты считается исландский альтинг – он впервые был созван в 930 году. К числу старейших «говорилен» (так дословно переводится парламент с французского) относится парламент Великобритании , созданный графом Симоном де Монфором в 1265 году. Несколько позже, в 1302 году были созваны Генеральные Штаты во Франции.

В практике парламентаризма встречаются два вида представительных органов:

  1. Однопалатные – работает только одна палата, характерны (Швеция, Финляндия, Монголия, Украина, Болгария и другие).
  2. Двухпалатные (бикамерализм) – часто создаются в федеративных государствах, исторически образованы для представления интересов аристократии и широких слоев населения.

Главные функции парламента

Основная роль представительного органа – законотворческая , которая связана с разработкой, обсуждением, принятием поправок и утверждением законопроектов.

Также он реализует следующие функции :

  1. представительская – защита и представление интересов граждан;
  2. обратной связи с избирателями;
  3. принятие бюджета государства;
  4. внешнеполитические (принятие военной доктрины, объявление войны/заключение мира).

Парламент РФ - это Федеральное собрание

Действующий парламент РФ Федеральное собрание был образован в 1993 году. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В верхней палате (Совете Федерации) работают 170 человек, которые делегированы от исполнительной и законодательной власти регионов. Также в соответствии со ст.95 Конституции в Совфеде могут работать назначаемые главой государства представители РФ в количестве не более 10% от числа членов палаты.

Госдума (нижняя палата ) состоит из 450 депутатов и формируется выборным путем на 5 лет по смешанной избирательной системе (225 по округам + 225 по партийным спискам).

Полномочия и статус главного законодательного органа страны (парламента) закреплены в V главе .

Структурно Совет Федерации состоит из 10 комитетов и трех комиссий, а депутаты Госдумы подразделяются на 29 профильных комитетов, отвечающих за качество проходящих через них законопроектов. На протяжении нескольких последних созывов в Нижней палате формируются 4 фракции:

  1. «Единая Россия»;
  2. КПРФ;
  3. ЛДПР;
  4. «Справедливая Россия».

Попробовать свои силы в работе депутатом может каждый россиянин, достигший 21 года .

Парламент играет ключевую роль в политической системе государства. В нем работают люди, представляющие интересы своих избирателей во власти, от решений которых зависит качество жизни всего общества.

Как называются парламенты в разных странах

В мире не существует единого названия парламента. В каждой стране он называется по-разному, эти наименования нередко меняются.

На слуху такие названия как Конгресс (США), Кнессет (Израиль), Федеральное собрание (Россия) или Бундестаг (Германия). У других стран представительный орган называется следующим образом:

  1. Индия – Сансад.
  2. Латвия – Сейм.
  3. Норвегия – Стортинг.
  4. Сербия – Скупщина.
  5. Хорватия – Сабор.
  6. Туркмения – Меджлис.
  7. Швеция – Риксдаг.

История российского парламентаризма

В России представительный орган власти, по меркам развитых стран, появился довольно поздно. Историческое заседание состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце. Выборы в однопалатную Государственную думу проходили в условиях полыхавшей Первой российской революции (1905—1907 гг.)

Избиратели был разделены на курии – особые разряды, выделяемые по социальному и имущественному критерию. Тогда их было 4 – помещики, крестьяне и рабочие. Выбирать могли далеко не все – права голоса были лишены подданные моложе 25 лет, женщины, военные, которые состояли на действительной службе и многие другие.

Вес голоса представителей курий был неодинаков, например, на один голос помещика приходилось 260 голосов крестьян или 543 рабочих. Это позволяло царю формировать «удобный» парламент, в котором преобладали его политические сторонники.

Однако в Думе была и оппозиция, о чем свидетельствует двукратный роспуск Николаем II парламента в 1906 и 1907 годах. Всего до момента падения монархии в Российской империи избиралось 4 Госдумы . Последняя была сформирована в 1912 году и распущена императором в конце февраля 1917 года во время тревожных дней Февральской революции.

Что такое парламент знали немногие, так как он не играл определяющей роли в политической системе, где решающее мнение всегда оставалось за вождем. Однако в период с 1938 по 1989 годы представительный орган существовал под названием Верховный Совет .

Он состоял из двух палат – верхней Совета Союза и нижней Совета Национальностей. Выборы в него нередко проводились на безальтернативной основе, а избранные депутаты часто молчаливо соглашались с решениями Генерального секретаря и Политбюро.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Ратификация: что это, причины появления и как она проводится Что такое республика и какие они бывают (виды республик — президентская, парламентская, смешанная и другие) Что такое импичмент простыми словами: примеры из истории и современности (импичмент Трампа) Лобби, лоббизм и лоббирование - что это такое, зачем нужно и есть ли лоббисты в РФ Что такое муниципалитет Местное самоуправление - что это, функции, права и обязанности Что такое унитарное государство - примеры и признаки Что такое референдум Исполнительная власть в государстве: функции и система органов Что такое инаугурация и как она проводится Резолюция: что это и какие функции она выполняет в обществе

нем. Parlament, англ. parliament, фр. parlement parler - говорить) - высший представительный орган власти во многих странах, построенный целиком или гл. обр. на выборных началах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Парламент

от фр. parler - говорить, совещаться).

1) Сословно-представителъное учреждение. Возникновение англ. п. относится к 1265 г., когда Симон де Монфор впервые созвал собрание крупнейших прелатов и баронов, пригласив также по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от наиболее значительных городов. Окончательно англ. п. сложился к концу XIII в. в правление Эдуарда I. Англ. государство приобрело форму сословной монархии. В первой пол. XIV в. п. делился на две палаты (до этого существовал однопалатный п.): верхнюю - палату лордов и нижнюю - палату общин. В палату лордов личным письмом король приглашал крупных светских и духовных феодалов (баронов, архиепископов, епископов, аббатов влиятельных монастырей). В палату общин избирались рыцари (выбирались на собраниях графств открытым голосованием, по два рыцаря от графства. Всего графства посылали в п. 74 рыцаря) и представители городов (при Эдуарде I в п. приглашали по два представителя от 165 городов, многие из которых были маленькими городками). Вместе они имели численный перевес над баронами и стали собирательно называться термином «общины». Гл. функцией п. было утверждение налогов и предоставление субсидий короне. В XIV в. п. приобрел право участвовать в издании законов (статутов, биллей). Палата лордов являлась высшим суд. органом по полит, делам. Низшие слои гор. населения и крестьянство в п. представлены не были.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Определение парламента

Сущностным выражением представительной демократии является парламент - общенациональный представительный орган власти, существующей на постоянной основе и имеет титульную функцию законотворчества. Функционирование парламента является реальным только при демократического политического режима.

Термин "парламент" происходит из средневековой латыни. Во Франции слово parlamentum сначала употреблялось для обозначения любого собрания. Впоследствии в XV в. парламентами назвали королевские судебные палаты (суды), которые прекратили существование с началом революции XVIII в.

В Англии в том же XV в. парламентом стали называть сословно-представительных учреждений. Однако в период сословно-представительной монархии термин "парламент" для обозначения соответствующих учреждений в других странах не использовался, поэтому не стал родовым. Такое положение не изменилось до конца XVIII в.

В следующем веке термин "парламент" как собственное законодательного органа использовали только в отдельных странах. Законодательный орган называли по-другому - национальный конгресс, национальное собрание, законодательное собрание и тому подобное. В Испании и Нидерландах такой орган получил название исторически имела сословно-представительное учреждение - соответственно генеральные кортесы и генеральные штаты.

Сейчас все такие названия также используются в конституциях, хотя родовой и наиболее часто употребляемой собственным названием законодательного органа является парламент.

В советской литературе термин "парламент" связывали с транскрипцией глагола "говорить" (от фр. Parier) и провозглашали тезис о том, что парламент - это "говорильня". Такой тезис является идеологемой и по своему смыслу не соответствует реалиям демократических стран.

Имена парламента обычно отражают его представительный характер. Самой распространенной таким названием парламента или его нижней палаты является национальное собрание. Слово «собрание» и его соответствия других языках (ассамблея, конгресс, скупщина, сабор т.п.) использовано и в других названиях, чем указывается на коллегиальный характер парламента. Коллегиальность свидетельствует также присутствие в названии парламента слова "совет".

На Кипре, Мальте и в Новой Зеландии парламент называется палаты представителей, в Австралии, Бельгии, Ирландии, США, Японии и в ряде других стран так назван нижнюю палату парламента.

На характер парламента как представительного органа могут указывать его конституционные дефиниции. Например, в Литве парламент определен как таковой, в состав которого входят представители народа, в Беларуси, Кыргызстане, России и Узбекистане - как представительный орган. В Андорре, Испании и Нидерландах парламент конституировано как орган, представляющий народ или граждан, в Португалии - как представительное собрание народа и тому подобное.

В некоторых основных законах сформулировано определение парламента как верховного или высшего представительного органа (Грузия, Казахстан, Молдова, Румыния, Сербия, Таджикистан, Венгрия, Узбекистан).

Такое определение может восприниматься как констатация существования системы представительных органов власти, подобной "системы советов", существовавшей в советский период. В теории и практике конституционализма, в основу которых положена идея разделения властей, соответствующая система оспаривается.

Характер парламента как представительного органа отражен в таком титуле его членов, как депутат. Термин "депутат" означает то, что член парламента избран (буквально - направлен, посланный) с целью соответствующего политического представительства.